4.2 У всех свои секреты
Я возвращалась домой поздно и думала о том, что мне надоели эти бесконечные дожди. Ненавижу зимнее время за это – снег хотя бы красивый, холодный, конечно, но какой-то волшебный; особенный, что ли. Снег всегда возвращает меня в детство, в то время, когда я гонялась за бабушкиными кошками по двору и воровала шоколад с кухни нашего ресторанчика… А дождь только наводит тоску и заставляет думать о неприятных вещах. К сожалению, в Сан-Франциско не бывает снега, а вот дождей предостаточно.
Я уже была близко к дому, когда проходила мимо школы и внезапно решила остановиться возле доски объявлений. Ничего особенного я не надеялась там увидеть, но домой совершенно не хотелось, да и дождь практически кончился… Скучающим взглядом я скользила от одного листочка к другому, не находя для себя ничего интересного. Какие-то поздравления победителей, фотографии, списки учеников, прочая ненужная ерунда… и объявление о наборе «талантливых ребят в школьный театральный кружок». У нас в школе есть театральный кружок? Серьёзно? Нет, я слышала об этом раньше, но всегда мельком, да и их выступления не пользовались особой популярностью... Почему-то это сразу же прочно засело в моих мыслях; я уже брела домой, а объявление всё никак не шло из головы.
Я не имела совершенно никаких увлечений. Все кружки, куда в детстве меня пыталась отдать мама, занимали меня не больше, чем на год – я усердно трудилась везде, куда попадала, а когда мне внезапно надоедало, я теряла энтузиазм и нарочно прогуливала занятия. В танцах на меня долгое время возлагали большие надежды, но однажды я просто не явилась на какой-то концерт. Я провернула это довольно просто – ночью встала, перевела мамин будильник на три часа назад и спокойно отправилась спать дальше, зная, что теперь-то она не проснётся в шесть утра и не побежит меня будить… Всё кончалось быстро, куда бы я ни пошла. Долго я не задерживалась ни в одном кружке.
Но актёрскому мастерству я не училась никогда. И внезапно сейчас, уже спустя много лет после того, как я перестала пробовать новые занятия для себя, мне вновь захотелось учиться чему-то. Несколько дней я полностью была погружена в мысли об этом – не могла решить, стоит ли начинать, стоит ли пробовать, если потом всё равно брошу… Мама в ответ на мою просьбу помочь с решением лишь улыбнулась и сказала, что это в любом случае мне не помешает. И я решилась.
Руководителем кружка оказался неизвестный мне ранее преподаватель иностранных языков. Он всю жизнь учил детей французскому и итальянскому, но настоящей его страстью всегда был театр, поэтому Стивен Форман и занимался всеми постановками в школе. Он даже назначил мне пробы (или что-то вроде того), что меня немножко смутило.
- Тебе не стоит бояться, - широко улыбнулся мистер Форман, - Это чистая формальность. Но мы же должны посмотреть, на что ты способна.
Фраза «на что ты способна» меня подзадорила, и после уроков я каждый день придумывала, что смогу показать. Выбрав какую-то незамысловатую сценку на несколько минут, все выходные я провела в репетициях и подготовке; так, словно это было самое важное прослушивание в моей жизни.
Во вторник я сбежала с последнего урока и целый час вертелась на сцене, уже представляя себя в главной роли… Наверное, это не очень правильно – надеяться на что-то существенное прямо сразу, но мне хотелось верить, что я талантлива, способна, а значит заслуживаю стоящих ролей.
На мои пробы, оказывается, должен был собраться весь состав. Я даже не сразу заметила, что они вошли, и немного присмирела, когда передо мной оказалась небольшая группка старшеклассников, разглядывающих меня с интересом. Нет, я не испугалась, но стало как-то не по себе. В любом случае, всё прошло довольно хорошо, меня, разумеется, приняли, и когда «официальная» церемония была окончена, я спрыгнула со сцены, чтобы познакомиться с ребятами.
Мистер Форман поздравил меня, сказал, что рад видеть и тут же испарился, оставив меня наедине с другими участниками кружка. Рыженькая Сюзанна, которую все звали просто Сюзи, показалась мне самой приветливой и дружелюбной из всех – она смеялась, улыбалась, постоянно повторяла, что рада новым актёрам для школьного театра… Сюзи пребывала в кружке дольше всех, она была первой записавшейся когда-то. «Прошло уже лет пять, а я до сих пор обожаю театр!» - говорила она и звонко смеялась.
Её лучшим другом был Корд – паренёк, которому вечно доставались главные мужские роли во всех спектаклях. Их родители дружили семьями, и поэтому они были знакомы ещё с дошкольного возраста. Собственно, только из-за Сюзи Корд здесь и оказался – она так упрашивала парня, что тот просто не смог отказать. А потом, видимо, ему и самому понравилось.
Вторым и последним парнем в составе был Джефф Ментино с явно неромантической внешностью. Его чёрные волосы вечно торчали во все стороны, тёмная кожа и распущенные шуточки не позволяли думать о нём иначе, как о каком-нибудь второстепенном персонаже. Впрочем, как мне показалось на первый взгляд, его всё устраивало.
Белокурая Скай сразу напомнила мне типичную школьную «принцессу». Лёгенькая, худенькая блондиночка, такой бы быть болельщицей в группе поддержки, но нет, эта… фифа решила, что она выше, чем занятия спортом. Она подалась в театр в прошлом году и уже успела оттяпать парочку главных ролей. «Это чистая случайность», - очаровательно улыбнулась она, обнажая ровный рядок белоснежных зубов, - «Вообще-то я правда не знаю, почему так вышло… я ведь здесь совсем недавно… впрочем, как и ты…»
Джой понравилась мне гораздо больше Скай, да и к тому же она была единственной, кого я знала до этого момента. Когда-то мы вместе дежурили в столовой и хорошенько подурачились там, но прошло много времени, и я не сразу узнала её – тогда ещё она не одевалась так… экстравагантно.
Домой я тогда вернулась довольная и счастливая, а на следующий день мистер Форман собрал нас всех в зале. У него была загадочная улыбка и пачка сценариев в руках. Неторопливо раздав их, он лукаво улыбнулся, ожидая нашей реакции.
- Ромео и Джульетта? – недоверчиво спросила Сюзи, листая полученный сценарий, - А не слишком ли банально?
- Это не банальность, Сюзи! – гордо сказал учитель, - Это классика!
Джой фыркнула, Джефф выглядел вялым и расстроенным. А вот Скай, казалось, была в полнейшем восторге.
- А кто будет Джульеттой? – радостно спросила она, выискивая реплики главной героини в тексте, - Могу сразу предложить свою кандидатуру.
- Каждая девушка достойна стать Джульеттой, - мягко улыбнулся мистер Форман, - Устроим настоящий кастинг! Каждая из вас подготовит маленький кусочек из текста и выступит перед нами через неделю. Я, Корд и Джефф выберем победительницу, которая и станет Джульеттой.
Скай теперь улыбалась не так счастливо, и я молча восторжествовала. Так-то, принцесска! Посмотрим, что ты скажешь, когда главную роль получу я!
Я восприняла этот кастинг как вызов. Не то чтобы мне очень хотелось быть Джульеттой – никогда не была особенной фанаткой этого произведения, - но я не могла допустить ещё одной мнимой медальки на груди Скай. Всю неделю я яростно готовилась, крутилась перед зеркалом и тщательно репетировала выбранный отрывок. Я стала буквально одержима этой идеей; я верила, что стану лучшей и обойду всех.
Скай не замечала моего поведения. Она всё так же улыбалась, смеялась, услужливо предлагала мне присесть рядом с ними на обеде. Словно специально она ни разу не вспоминала кастинг, будто хотела показать, что ей всё равно! Её самодовольная улыбочка, которую обычно называют милой, раздражала меня. Неужели она не видит, как я ней отношусь?! Наглая и самодовольная! Продолжает сиять изо дня в день! Как же я её ненавижу, как же я хочу утереть ей нос и стать первой!
В субботу мы столкнулись в супермаркете.
- Роузи! Не поможешь мне? – я равнодушно кивнула, но внутри вскипела от злости. Она беспечно потянулась и протянула мне сумки с продуктами, - Спасибо, я бы не справилась сама.
Лицемерка. (Но я всё же выдавила из себя натянутую улыбку.)
- Волнуешься перед кастингом? – Скай выглядела отвратительно спокойной; я сжала кулаки, но она не заметила. Промычав что-то в ответ, я ускорила шаг, чтобы избежать других провокационных глупых вопросов.
- Постой, Роузи! Куда ты так спешишь? – Скай на своих шпильках еле поспевала за мной, - Впрочем, вот и мой дом. Ещё раз спасибо за помощь. Увидимся!
Как я её ненавидела! Как я желала её поражения! Как я ждала понедельника…
…Но прежде чем он наступил, я решила поделиться переживаниями с Эмилин. Я позвонила ей и предложила встретиться. Через полчаса мы вдвоём гуляли в парке, она смотрела на меня с интересом и ждала объяснений. Я в красках описала лучшей подруге свою ненависть к Скай.
- Ты не представляешь, Эмс, как сильно я хочу победить! Я готова на всё, лишь бы стать Джульеттой!
- Нет, Роузи. – усмехнулась она внезапно, - Ты не просто победить хочешь. Ты хочешь победить именно её. А ты не думала об остальных участницах? Они, по-твоему, не представляют для тебя угрозы?
- Я думала, ты поддержишь меня.
- Я просто не хочу, чтобы ты наделала глупостей, Роузи. Ты могла бы остудить свой пыл и взглянуть на ситуацию с другой стороны, которую я и пытаюсь тебе показать. - Эмилин редко начинала такие лекции, поэтому обычно я прислушивалась, но сейчас это почему-то начало раздражать. Сильно раздражать.
- Ладно, забудь.
- Ты что, обиделась? – Эмилин усмехнулась, - Ты же спрашивала моё мнение. Я ответила тебе.
- Мне пора. – холодно буркнула я и развернулась, чтобы не видеть её ироничного взгляда. Настроение было испорчено окончательно.
В день кастинга в назначенное время после уроков мы все собрались в зале. Скай была расслабленной и спокойной, всё так же улыбалась, смеялась; наверняка думала, что она победит без усилий. Как же! Не получится!
Она выступала первой. Джефф и мистер Форман важно уселись в первый ряду, а Корд зачем-то полез вместе со Скай на сцену… Я спросила у Сюзи, в чём дело.
- Она выбрала эпизод, где сразу требуется партнер, поэтому и попросила Корда помочь ей.
- Разве так можно? – я была в ярости. Это нечестно! Значит, остальным нужно выкручиваться и придумывать что-то самим, а она выбрала лёгкую дорожку?! Где-то глубоко внутри я понимала, что виновата сама, что не догадалась никого попросить. Но я не позволила себе признать поражение сразу и лишь нахмурилась, не сказав на этот счёт больше ни слова.
- Сюзи, - внезапно позвала я в середине выступления Скай, - Как ты думаешь, кто выиграет?
- Скай, конечно. Это же очевидно. Мистер Форман придумал весь этот кастинг только для того, чтобы остальные не возмущались и не обижались, но… Ты же сама наверняка понимаешь, что Скай – настоящая Джульетта, а Корд как всегда будет её Ромео. Джеффу даже не дадут попробовать. Порой мне становится его жалко, но такова жизнь в театре.
- То есть, хочешь сказать, что ни у меня, ни у тебя нет шансов получить главную роль?
- Я этого не говорила. Вот если бы главной героиней была пастушка, ею бы стала я. Если бы тигрица, то, разумеется, ты; и так далее. Всё очень просто и распределено за тебя. Я бы не советовала вмешиваться.
Я не могла кричать на Сюзи, но стало очень обидно. Выходит, всё предрешено внешностью? И Скай опять получит всё без каких-либо усилий? Ну, нет! Я не собираюсь играть тигрят, судомоек и пастушек! Я хочу быть Джульеттой, и я буду ею!
Как только первое выступление подошло к концу, я кинулась к сцене коршуном и схватила Корда за руку. Мне понадобится его помощь, если я хочу победить Скай. Я выступала после Джой, то есть, третьей, и у меня ещё было время всё в корне поменять. Я и раньше заглядывалась на чудесный романтический отрывочек с присутствием Ромео, он стал моим любимым, но пришлось вовремя отказаться от него. Несмотря на это я знала его наизусть, и сейчас у меня были все шансы тоже выступить не одной, а со своим Ромео.
- Но мы не репетировали вместе, Розмари… - пробормотал удивлённый Корд, беспомощно смотря на свои нехитрые слова.
- Актёр ты или не актёр? Там мало. Выучишь.
- Но это будет не очень честно. Я обещал только Скай и она думает, что больше я ни с кем не репетировал.
- Перебьётся твоя Скай, - буркнула я, - Что в этом такого?
- Это нехорошо, Розмари.
- Не хочешь мне помогать? – я начинала злиться. Ну что он заладил, хорошо-нехорошо? Какая разница?
- Ладно. – удрученно сказал он, - Но я предупрежу мистера Формана о том, что ты изменила решение в последний момент.
«Вот зануда!» - подумала я про себя, но вслух ничего не сказала, только яростно сверкнула глазами. Другого Ромео я всё равно уже не найду.
Всё прошло хорошо и даже лучше, чем я ожидала. После всех четырёх выступлений мистер Форман поднялся и, напустив на себя важный вид, начал произносить какую-то торжественную речь. Всё это время я сидела как на иголках и едва ли не подпрыгивала на месте от нетерпения. Наверное, в тот момент у меня на лице было написано «Ну же, скорее! Победила я или нет?»
От волнения я даже налила себе воды и сейчас держала стакан трясущимися руками, не решаясь сделать и одного глотка. Все остальные была удивительно спокойны, а Сюзи, казалось, вообще не придаёт выступлению никакого значения. Наконец учитель перешёл к делу; я напрягалась и вытянулась, чтобы лучше видеть.
- Мы посовещались и решили, что Джульеттой в нашем весеннем спектакле станет… - он торжественно посмотрел на нас и, задержав, как мне показалось, взгляд на мне, направил его прямо на мою главную соперницу, - Скай Хоффман!
Я вздрогнула и подскочила.
- Несправедливо! – это я кричу? – Не… Неправильно. Выбор ваш неправильный. У неё было уже много главных ролей, нужно дать шанс и другим.
- Ты обвиняешь жюри в некомпетентности, Роузи, я правильно тебя понял? – все смотрели прямо на меня, но самым тяжёлым был взгляд мистера Формана. Он говорил, казалось, спокойно, но голос его звучал недоумённо, словно он обвинял меня: «вот от тебя я этого не ожидал»… Но назад пути не было.
- В какой-то степени, - распалилась я. – Скай – типичная Джульетта! Почему бы не попробовать чего-нибудь нового, а? Почему Джульетта не может быть похожа на меня или, не знаю, на Сюзи? Почему ею не может стать Джой? Образ Джульетты слишком туманен. Вы сами говорили, что любая девушка достойна ею быть. А мы опять видим скучную историю о прекрасном мальчике и прекрасной девочке ангельской внешности. Почему, в конце концов, Джефф не мог бы стать Ромео? Хоть раз сыграть главную роль! Я уверена, что он талантлив не меньше Корда. Театр не должен ставить рамок! Поверьте мне, я знаю, о чём говорю.
Все были поражены, но Скай – особенно. Кажется, её даже задела моя речь.
- Розмари, мне кажется, ты не права… - прозвучал её тихий, но твёрдый голос. Я обернулась, и мы встретились взглядами. Её говорил, нет, кричал: «что ты творишь?! Я так хотела получить эту роль!» Меня раздражали эти её щенячьи глазки, меня раздражал её голос и её положение святого ягнёнка. Я быстро оказалась рядом и со всей злостью и ненавистью, что накопились внутри меня за эти дни, выплеснула свой стакан с водой прямо ей в лицо.
Я пожалела о том, что сделала, уже в следующий же момент. Я утолила свою жажду мести и наконец-то отомстила Скай за все её миленькие улыбочки и сладенький смех… Но, признаю, не стоило этого делать на глазах у всех.
На пару секунд в зале повисло тягостное молчание. Все таращились на меня, замерев в одной позе, а я уже была не так рада тому, что вылила воду на Скай… Очевидно, она хотела что-то сказать, но Корд вовремя схватил её за руку и оттащил подальше от меня. Испугался, что я выцарапаю ей глаза? Впрочем, мне уже всё равно.
- Ну, это уж слишком! – наконец очнулся мистер Форман и, отбросив сценарий, мгновенно спрыгнул со сцены ко мне. Он оказался рядом так быстро, что я испуганно отшатнулась. В его глазах полыхала настоящая ярость, и вот тут-то я поняла, что мне стоило умерить свой пыл ещё давно… Но было уже поздно. Я уже стояла перед ним, как провинившийся щенок перед хозяином, стояла и не знала, что будет со мной дальше. – Никто, Розмари! Никто, ты слышишь!? Никто не смеет так обращаться со своим товарищем в стенах этого зала!
- Она провоцировала меня! В течение всего этого времени! – сквозь зубы процедила я, пытаясь оправдаться.
- Она ничего тебе не сделала! – кричал учитель, тучей нависнув надо мной, - Ты должна извиниться! Сейчас же!
Я втянула голову в плечи и сощурила глаза. Извиниться? Перед ней?! Взять обратно свои слова и продолжать натянуто ей улыбаться? Нет уж, хватит с меня притворства!
- Мне не за что извиняться.
- Ты действительно так считаешь? – мистер Форман наконец отошёл от меня. Широкими шагами подойдя к двери, он распахнул её настежь и кивнул мне головой на открывшийся проход, - Извинись, а иначе можешь сюда не возвращаться, пока не подрастёшь. Я не собираюсь терпеть твоё детское поведение и наивные обиды и никогда больше не позволю тебе оскорблять никого в этом зале.
У меня было несколько секунд на раздумья. Я смотрела на него исподлобья, сзади ученики ожидали моего ответа. Я могла бы пересилить себя и извиниться, остаться здесь и попытаться наладить отношения с ребятами… Я оглянулась на них и встретилась с суровым и несколько печальным взглядом Сюзанны. Она медленно покачала головой, словно говорила «разбирайся сама; я предупреждала»
Несколько мгновений я просто молчала, опустив взгляд в пол. А потом подняла голову и очень быстро вышла из зала, не удостоив взглядом никого, даже Сюзи. Дверь за мной шумно захлопнулась и ещё долго там, наверное, царила непривычная для такого места тишина.