Я не хочу вспоминать события прошедших лет: это ещё больше бередит рану в моей душе
Когда умирает родной тебе человек- это всегда происходит неожиданно. Когда жив и здоров, отчего-то не задумываешься о смерти. Лишь столкнувшись с ней, понимаешь, что жизнь и смерть ходят рука об руку, как это странно не звучало.
Моя драгоценная матушка, моя милая матушка, скончалась 17 августа 1740 года, недожив до своего 40-летия совсем чуть-чуть.
Мне очень горько, что я потерял её так рано, но ещё больше казню себя за то, что я отсутствовал в тот момент, когда она, быть может, звала меня в последние часы своей жизни.
Летом этого года мне пришлось уехать на пару месяцев в Москву, отвезти важные бумаги из лавки, предоставить отчеты и многое, многое другое. Я надеялся вернуться к октябрю домой, поспеть к именинам матушки. Ах, если бы я знал, что ее сердечко не выдержит разлуки, я никуда бы не поехал. Зачем, зачем я покинул её? Если бы я знал, как сильно она страдала, если бы я знал… А я даже не задумывался об этом. Накупил подарков, радовался, что успеваю вовремя, а когда приехал.. Не знаю, как это сказать. Я был повергнут в состояние оцепенения, я не то, чтобы не мог поверить, я не мог осознать до конца всё произошедшее.
А ведь я даже не смог с ней попрощаться. Я приехал в сентябре, когда матушка..когда она..её уже не было…
Последней каплей горя для меня стал дневник, который вела матушка. Несколько дней я крепился, и лишь спустя неделю решился прочесть его. Как мы с сестрой были слепы, как жестоки! Я и не подозревал, что нашей матушке свет был не мил из-за отца, что она так переживала за нас всех, что её бедное сердце было так истерзано.
Я не могу продолжать далее, так как слезы подступают к горлу. Прошлое стало для меня тяжелейшим грузом, который мне придется нести по жизни.
************************************************** *****
Сегодня ровно 10 лет с тех пор, как я потерял матушку.
Как же быстро пролетели эти года, словно несколько дней. Со временем, жгучая горечь утраты сменилась пустотой в душе. Незаметно для себя я стал питать ко всему безразличие: дома ночую редко, обычно остаюсь в лавке, чтобы механически подписывать бумаги и сверять счета. Я забросил бы и лавку, но, будучи ответственным за всех рабочих, не в моей воле так поступать.
Сегодняшнее утро выдалось дождливым и прохладным. Я бессмысленно бродил по кладбищу, изредка натыкаясь на изгороди. Графы и дворянки, купцы и княгини - чей срок жизни вышел, все лежат в земле. И не спасли их ни деньги, ни слава. Весь род человеческий смертен и оттого жалок. Я зол от осознания бессилия человека перед болезнью, смертью. С потерей матери я потерял всякий смысл в жизни. Зачем жить, если все равно умрешь и будешь гнить под землей, как и твои предки? С такими думами я продолжил свою прогулку. Домой идти не хотелось: там слишком пусто и тихо.
Вдруг сзади меня донеслась чья-то речь. Я повернулся и обошел кусты. За ними, возле изгороди виднелась женская фигура.
Молодая девушка убирала могилку некой г-жи Лариной. «Душа твоя станет легка, и светлый ангел проводит тебя..» Сентиментальные строчки в духе скорбящих и благодарных наследников. А я не намерен доносить свою любовь к матери такими дешевыми способами. Даже наоборот: я считаю себя недостойным, я лишь очерню светлую память о ней своими пустыми словами. О, как я был слеп, я лишний раз не обеспокоился о ее здоровье. Я ничего не дал ей, а она посвятила мне жизнь. Я червь, недостойный червь.
-Простите?- голос извне улетучил картины прошлых лет. Передо мной снова предстала девушка.
-А..нет, я не вам. Я тут..гуляю,- невнятно пробормотал я.
То неприятное чувство, когда кто-то влезает в твои мысли. Невольно чувствуешь себя обнаженным среди толпы людей.
Молчание. Переступаю с ноги на ногу. Девушка решила сделать еще одну попытку заговорить.
-Вы, верно, знаете, где ближайшая посудная лавка?
-Хм, на удивление, знаю. Это через улицу от кладбища, неподалеку от парка,- вот уж не знаешь, где встретишь своих заказчиков.
-Мне очень неловко, очень, но вы не могли бы сделать милость - показать мне дорогу?
Теперешние дамы на какие только уловки не идут, чтобы побыть в обществе мужчины. Эти широко открытые глаза, жалобное лицо. Притворство так и лезет наружу.
-Что ж, извольте.
Я согласился на это от нечего делать. Мне безразлично дамское кокетство. Пусть думает себе, что хочет. Я всего лишь не хочу возвращаться домой. Там слишком тихо и пусто…
************************************************** *****
Не прошло и месяца, как я получил весточку от Анны. Позор мне, со смертью матушки я совсем забыл написать о моей сестре. За 10 лет столько всего произошло.
Анна осела в Лейпциге, где в скором времени (благодаря повышению Алексея) семья выстроила новый прекрасный дом.
Несчастья, увы, не оставили Анну: она родила четверых детей своему мужу, но из них выжила только старшая дочь- Наталья. Она любимица отца, тот души в ней не чает.
Анна даже немного обижается, что Алексей больше времени проводит с дочерью, чем с ней. Но это все ерунда, просто дочь напоминает Алексею его сестру в детстве.
Но Анна всерьез обеспокоена «отсутствием», как ей кажется, внимания мужа к ней. Она очень боится, что муж найдет себе другую женщину, моложе и красивее. Анна на этой почве немного помешалась: покупает разные мази, порошки, краски- всё, что «помогает вернуть молодость». Эффекта никакого нет, но Анна не отчаивается, снова и снова покрывает себя мазью сомнительного происхождения.
Димитрий повзрослел, возмужал, 14 годков как никак.
С возрастом он стал похож больше на Анну, чем на своего отца, графа. По духу Димитрий вспыльчив, но отходчив. Преданно и с теплотой относится к матери и сестренке.
А вот с Алексеем у них странные отношения: ни тепло, ни холодно. Со слов Анны: «Бывало, повздорят, Митя много всего со злости наговорит, Алексей тоже вспылит, потом не разговаривать неделями могут. Затем мирятся, но как-то странно: руки пожмут и довольно. Митя слишком закрытый, еще с детства это заметила. И Алексея эта отстраненность душевная отталкивает, все с дочерью время коротает, она ласковая да нежная».
Димитрий поступать в университет собрался. Погрузился в учебу уже сейчас, книги не читает, а проглатывает. Жаждет стать лекарем, во что бы то ни стало. Крови не боится, даже наоборот, находит некое удовольствие в созерцании процесса врачевания. Смущает меня этот факт, не заговорили бы в нем гены предков.
Анна хотела повидаться со мной, навестить могилку матери, но из-за болезни дочери не смогла. Подарок на мои именины сестра мне все же прислала: замечательная узорчатая ткань на кафтан.Выбор Анны не был для меня неожиданным- из подобной ткани она заказывает кафтаны своему мужу.
Жаль ни она, ни Алексей не приедут. Я так ждал их.
Все семейство Реннике.
************************************************** *****
Так незаметно прошел год, наступила еще одна зима, и еще одни мои именины. Мои 33-и именины. Мне уже четвертый десяток пошел, а я так ничего и не добился в жизни. У меня нет семьи, любимого ремесла, денег, ничего. К великому ужасу, я заметил, что у меня еще нет друзей. Мне некого позвать на именины, хотя.. Есть одна хорошая знакомая- Екатерина Семеновна, та девушка, которую я встретил как-то на кладбище. Она довольно простая девушка, сирота, живет с теткой, к которой приехала из Новгородской губернии. Несмотря на то, что Екатерине уже 17 год идет, она не замужем. Тетка не хочет ее выдавать замуж, ведь тогда она перестанет быть опекуншей Екатерины, и все перейдет в руки племянницы. А ей (тетке) уж очень хочется жить в достатке.
Екатерина простовата и робка, она любит свою тетку, думает, что та просто печется о ее прекрасном будущем. Как можно быть настолько наивной?
Спустя столько лет, я снова справляю свои именины не один. Несмотря на большую разницу в возрасте, мне было не скучно в обществе Екатерины. Она оказалась довольно интересным собеседником, не жеманилась глупо, не перебивала. К тому же она знает такое множество шуток и забавных историй! Я не помню. Когда в последний раз столько смеялся.
Екатерина еще и прекрасно танцевала полонез, несмотря на то, что у нас не было музыки.
Уже давно я так чудесно не праздновал свои именины. И этот вечер мог бы также хорошо завершиться, как и начался, если бы не одно но.
Что-то должно было испортить всё, и эти «что-то» стал я. У меня сильно заболела голова, я не знаю, отчего. Наверное, это духота в доме так на меня действует. Совсем некстати я вспомнил о матери, и мне жутко захотелось разрыдаться. Надеясь заглушить всё это, мне пришлось выпить почти всё вино. Я пил и пил, но голова только сильней гудела, и слезы подступали к горлу. «Еще чего, не хватало расплакаться, как манерной дамочке. Не смей плакать! Нельзя!»- зря я твердил сам себе. Я не знаю, что за лицо у меня было в те минуты, но Екатерина подошла с таким сочувствующим выражением и начала расспрашивать меня, что со мной. Ну зачем, зачем она это сделала! Я не выношу жалобный тон, всякие страдальческие взгляды. Как я ни крепился, меня затрясло, и слезы градом брызнули из глаз. Так стыдно мне никогда еще не было. Уткнувшись в атласный рукав её платья, я плакал и плакал, обо всем плохом, что было в моей жизни, обо всем несбывшимся. А затем мой рассудок окончательно помутился: я ничего не могу вспомнить, как ни пытаюсь. Её атласное платье, руки, гладящие меня по шее и голове, успокаивающие слова чуть дрожащим голосом, жуткое гудение в голове и чьи-то стенания. Ах да, то был я. Далее не могу ничего вспомнить…
20 декабря 1751г.
Техническое