Икт (от лат. — удар, толчок) - ритмическое ударение в стихе, фиксирующее его уникальную структуру.
Икт в метрике и силлабо-метрике
В метрическом и силлабо-метрическом стихосложении икт формирует метр — одну или группу из двух стоп, последовательность которых фиксирует стих. Например+, в дактилическом каталектическом гекзаметре —́UU | —́UU | —́UU | —́UU | —́UU | —́U присутствует шесть иктов, каждый из которых формирует метр из одного дактиля. В ямбическом триметре U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— три икта, каждый из которых формирует метр из двух ямбов и т. п.
Соблюдение иктов в метрическом (и отчасти силлабо-метрическом) стихе очень важно, так как икт является единственным ритмозадающим механизмом в стихе. Например, героический гекзаметр который может принимать 32 вида, от собственно дактилического (—́UU | —́UU | —́UU | —́UU | —́UU | —́U) до спондеического (—́— | —́— | —́— | —́— | —́— | —́—), обязан сохранять икты на первом слоге каждой стопы; в противном случае ритм стиха будет потерян. При этом собственные ударения слов с иктом могут не совпадать, например:
—́UU | —́UU | —́ || — | —́— | —́UU | —́X
Aurea prima sata [e]st || aetas quae vindice nullo…
здесь в словах «sata» и «aetas» собственное ударение падает на первый слог, в то время как икт падает на второй.
Икт в силлабо-тонике
В силлабо-тоническом стихосложении ритмическое ударение в стихе, безотносительное к собственному ударению слов, входящих в состав стиха. Например «Ходи, изба, ходи, печь — хозяину негде лечь».