Одиннадцатая серия
Слово за слово
Костя и Лёша никогда не считали себя друзьями. Скорее знакомые, которые начали заниматься у одного и того же тренера, ходили домой по одному пути и учились в школе в параллельных классах. Случалось так, что они первыми узнавали новости друг о друге.
Чем дольше ребята занимались спортом, тем явней выделялась одна закономерность. Анна Александровна и другие коллеги, работающие с ней в одном зале, заметили, что если Леша находился в одном углу зала, то Костя заметно прибавлял в технике. Многие говорили, что эти двое добьются успеха в спорте только, соперничая друг с другом.
На одной из тренировок перед Олимпийскими играми, Лёша отрабатывал свой опорный прыжок. Занятия близились к концу, а окончание двойного сальто назад по-прежнему получалось только с огромным шагом. После множества тщетных попыток, гимнаст направился на начало длинной стартовой дорожки. К своему удивлению, он обнаружил там своего соседа по комнате.
- Скверно выглядишь приятель, - Лёша сочувствующе похлопал Костю по плечу. – Днём отоспись, как следует.
- Ты не лучше меня! – было в ответ. – Главное, ради чего всё это!.. Можно было позвонить по телефону и бригада скорой помощи примчалась бы на место!
- Да нет, это было не зря, - несмело улыбнулся Лёша, - раз позвонила и пригласила на какое-то барбекю.
К его удивлению, для Кости это оказалось новостью. Он дважды переспросил Лёшу, растирая плечо ладонью. Парень без утайки рассказал о том, что утром ему звонила Лора. Она благодарила за внимание и приглашала послезавтра вечером пойти с ней в дом её подруги.
- Чуть не забыл, - сияя от счастья, добавил Лёша, - ещё она сказала, что если бы не я, то… И машина бы не приехала в тот район. Лора сказала, что он был «чёрным».
- Да не продолжай итак с тобой всё ясно, приятель!.. – махнул рукой Костя, - У нас тут, понимаешь, соревнования на носу!.. Олимпиада, а он себе курортное развлечение нашёл!..
- У нас вообще ничего не было!.. – принялся оправдываться Лёша, - Она просто пригласила куда-то пойти вечером, я даже не понял, куда!.. И вечер – свободное время. Имею право!
- А как же девушка по имени Гимнастика? Ей, значит, изменяешь! – насмешливо произнёс спортсмен.
Лёша собирался ответить, но Анна Александровна шугнула ребят. Продолжить беседу, которая уже выходила за рамки дружеской, они смогли только во время совместной растяжки.
- Слушай, зачем ты так? Я думал, что мы друзья, - первым нарушил тишину Лёша.
- Друзья? Правда?! - горько усмехнулся Костя, - Ты сдаёшь меня Анне Александровне, когда «случайно» сообщаешь о том, что я работал в Москве. Потом присваиваешь себе мою славу. Между прочим, отнести Лору в больницу было моей идеей. Думаешь, легко было нести её с моим-то плечевым вывихом? А ты об этом умолчал! Тоже случайно? Нет, так друзья не поступают!
- Да я... – только успел вставить Лёша, растягивая левую ногу.
- И знаешь, что самое обидное?
- Нет, - гимнаст мотнул головой.
- Мне ради сборной пришлось бросить девушку. Она до сих пор наверное считает, что я ничего поумнее не мог придумать. Сказал всю правду ей, между прочим. Наивный!.. Думал, что поймёт, - Костя со всей силы хлопнул Лёшу по плечу. – А ты в Атланте не больше месяца, а уже нашёл себе девушку. И тебе это сойдёт с рук. Потому, что Анна Александровна в тебе души не чает!
Растяжка кончилась. Объявили небольшой перерыв. Спортсмены поднялись с ковра, враждебно глядя друг на друга.
- Тебе всегда все лучшие девушки доставались! – вспылил Лёша, - Чем ты их только брал?.. Мне же раз в жизни повезло!..
Костя ничего не ответил. Размял плечо ещё раз и ушёл с ковра. Анна Александровна уже два раза просила ребят отойти, чтобы не мешать девочкам отрабатывать вольные упражнения. Потом он вдруг остановился и обернулся на Лёшу:
- А знаешь, может быть, с ней тебе повезло, но программа у тебя плохая. Золотая медаль моей будет!
- Да куда тебе со своим плечом! – рассмеялся Лёша, - Ты команду нашу не опозорь и не сорвись на перекладине или кольцах!
К концу их небольшого перерыва соседи по комнате условились о собственном соревновании после тренировок.
Лёша спросил у Анны Александровны разрешения ещё позаниматься в зале и, поскольку их команда тренировалась последней, тренер не могла запретить. Виктор тоже остался, чтобы судить ребят.
В большом пустом зале шаги гимнастов отдавались эхом. Южное солнце дружелюбно заглядывало в окно. Решено было начать соревнование. Противники были полны решимости, чего не скажешь об их судье. Он был категорически против соревнования, находя всякий раз новые причины:
- Это правильно тратить свои силы впустую? Накануне самого важного момента? Может лучше их поберечь?
- Анна Александровна всегда поощряла любые соревнования между нами, - пожал плечами Лёша. Он стоял в стороне и смотрел в пол. Пытался сосредоточиться.
- Витя, хватит! – раздражённо махнул рукой Костя, приближаясь к коню*, - Будь мужиком!.. Ну-с, с Богом!
Гимнаст выдохнул, цепляясь похолодевшими пальцами за ручки коня. Нервная дрожь не дала быстро подняться над снарядом. Вырисовывая круги ногами в воздухе, он приподнимал и опускал поочерёдно руки, и вновь отрывал их от коня. Перед глазами мелькали только ладони и вжатые колени. Казалось, что ничего другого вокруг просто не существует и весь мир заключён в эти бесчисленные круги, а впереди лишь одна цель – не позволить столкнуться рукам и ногам. Затем остановка в самом центре коня и снова круги, круги, повороты на другую сторону и опять круги. На секунду остановиться в стойке и вновь привычная карусель. После несложного соскока с коня, Костя почувствовал тяжесть ног, а руки задрожали, освободившись от груза.
![](http://s9.uploads.ru/9OQUf.png)
- Ну, ребята хватит! – прервал тишину Виктор, отбросив в сторону расчерченный листок для оценок, - Я понимаю, соревнования там, нервы у всех, но давайте, ко всем вернёмся, а? Зачем вам своя Олимпиада? И грош цена тем баллам, что я выставлю за ваши программы, и какой из меня судья?! Я вас обоих одинаково люблю и не могу судить! - Он небрежно наступил на слегка измятый листок с простейшим комплексом упражнений на обратной стороне.
- Ты забыл, как судить? – отозвался Лёша, полный решимости покорить перекладину, - Десятибальная система оценок. Наиболее известные элементы и связки разделены по группам в зависимости от трудности A,B,C,D,E, где A – это самые простые, а E – сложные. В любой программе должна быть соблюдена «формула сложности». У нас, то есть в мужской гимнастике, это - 1D+2С+2В+4А., получить за такой набор элементов можно 8,6 баллов. За отсутствие одной из группы оценка снижается. Не забудь ещё про ошибки и погрешности. Что сложного? Мы уже выступили на коне – оцени обе программы, сейчас перекладина…
Костя недобро зыркнул на Лёшу. Молча поднял с пола листок и вручил обратно Вите, похлопав того по плечу.
Лёша засопел, схватившись руками за деревянную перекладину. В сторону разлетелась пыль от набеленных порошком магнезии рук и нервная дрожь сменилась лёгкостью полёта. Закусив от напряжения нижнюю губу, гимнаст с небольшой опаской первый раз оторвал жерди руки, делая поворот вокруг своей оси. Затем «кружение» вокруг перекладины вернуло ощущение лёгкости. Лёша прикрыл глаза, наслаждаясь, как его отпускает земное притяжение. Руки снова оказались в воздухе во время перелёта в группировке. Перекладина немного прогнулась и скрипнула под весом гимнаста. Так предстояло повторить несколько раз – отличались лишь перелёты. Нужно было только помнить во время хвататься за перекладину, как оступившийся человек пытается удержаться за край стола. Ноги гладко проскользнули между перекладиной и головой. Во время последних оборотов Лёша на миг поверил, что за спиной распахнулись широкие крылья. Оказавшись на земле, гимнаст почувствовал лёгкость во всём теле – ни злости, ни волнения.
Хруст собственной ноги вернул его к действительности. Парень зашатался и рухнул на пол. Витя вмиг оказался рядом с другом, забыв про своё судейство:
- Болит?.. Хорошо, что болит. Значит ничего серьезного. Вставай!
За ним неспешно подошёл Костя, с небольшим любопытством взглянул на ушибленную стопу соперника. Неужели перелом и победа за ним? Лёша скорчился от боли и зашипел, когда пальцы Виктора бегло прощупывали лодыжку.
- Продолжаем? – осторожно спросил Костя, нарочито отвлёкшись на цветные полоски на шортах.
- Хватит сегодня! – отозвался Виктор, сунув ему листок с оценками, - Ничья! Хочешь, сам посмотри. Дружба победила!
Он помог Лёше дойти до скамейки у окна и заботливо усадил его. Между тем, Костя с интересом пробежался глазами по листку.
- Это не честно! Оценки один к одному!
- Да не могу я вас оценивать!!! – сорвался на крик Виктор. Его звонкий, немного ребяческий голос, эхом прокатился по пустому залу, а Лёша вздрогнул, - Если вы оба на снарядах, но не понятно кто лучше. Потому, что оба хорошо выступаете… Да-да знаю… Вы друг перед другом так стараетесь. Профессиональный судья не сразу решит, а что вы от меня хотите? Тем более - мы в одной команде! Я знаю, как потом и кровью вы добиваетесь того, чего сейчас хотите выдать за нечего делать. Только не надо, ладно? Я знаю, что это тяжело!
Лёша взглянул в лицо соседа по комнате. Он знал, что этим дело не кончится. Завтра на тренировки они будут друг с другом состязаться до самого последнего момента. Заиграются и забудут напрочь про гимнастику. Так уже было не раз, но накануне судьбоносного соревнования Лёша не хотел играть в игры.
- Ладно, Костя, считай, что ты победил, - Лёша неловко встал, опираясь на плечо Виктора, - Ты – спортсмен круче. Ты сильнее меня и талантливее. Всё? Ты же это хотел услышать?
- Слава Богу! – выдохнул Витя, - Инцидент исчерпан!
- Нет! – этим коротким словом Костя разочаровал сразу двоих. Ребята остановились и вопросительно взглянули на гимнаста, - Не ходи с ней больше на пикники, танцы, в город.. Куда вы там ещё вместе ходите?.. А то нечестно получается. У тебя личная жизнь, я погляжу, кипит, а меня заставили променять всё на гимнастику.
- Ты шутишь?! – выпалил Лёша, - Не верю, что ты устроил всё это шоу только ради девушки!.. Любовь, лето, Атланта – это всё здорово, но, моё мнение, девушки того не стоят!.. Неужели, я буду хромать до открытия игр из-за твоей глупой ревности? Она же тебя знать не хочет?!.. Давай тогда для полного счастья сделай ещё прыжок Юрченко** и иди к ней как победитель!
Проблема была лишь в том, что прыжок Юрченко считался одним из сложнейших элементов в мужской гимнастике. Не каждому спортсмену он удавался. Костя в прыжках был не так силён, как в других областях и никогда даже не пробовал его.
Вопреки ожиданиям Лёши, упрямство взяло верх над разумом. Костя пошёл к началу длинной дорожки и приготовился к опорному прыжку. Он будто не слышал просьб Лёши и Вити одуматься и остановиться.
Костя тормозил спиной. Вызвали Анну Александровну. Гимнаста осмотрел врач. Костя чудом ничего себе не повредил, но лишился возможности выступать на Олимпийских играх. Анна Александровна снова встала на сторону Лёши, отправив другого спортсмена «в запас».
* имеется ввиду спортивный гимнастический снаряд
** подробную раскадровку прыжка
см. здесь.