Долго я кругами ходила вокруг этого отчёта, и до сих пор не уверена, что разложила в голове всё по полочкам. Надеюсь, впрочем, что комментарий получится менее путанным, чем мои мысли)
Начать хочу с самого лучшего момента, а именно:
Цитата:
Последняя надежда Эльвиры носит название, которое никто никогда не выговаривает с первой попытки — но это и не важно, ведь его уже давно не произносят вслух. Едва к власти пришел этот помешанный на рождаемости придурок, он первым делом запретил импорт препаратов для медикаментозного аборта. Теперь подобное можно купить только на черном рынке, сказав, что тебе нужен «план «Б»».
План «Б» — это всегда риск. Весы, где на одной чаше успех, на другой смерть, и кто знает, куда мистер Случай бросит гирьку.
Но она лучше умрет, чем позволит Владимиру всё узнать.
За дверью слышатся шаги. Эльвира быстро выдавливает таблетку, набирает в ладонь воды из-под крана и быстро глотает. Оболочка царапает горло — «Б» значит боль.
|
Сюда же "Б" - будущее, что упоминается в конце. Я (подозреваю, как и большинство читателей) о таком препарате никогда не слышала, и подобных версий насчёт этого заголовка у меня и близко не было, а тут он на протяжении всего текста оброс сразу несколькими знаковыми смыслами - и это на самом деле лучшее, что автор может сделать с заглавием своего текста. Когда он настолько проработан и каждое его значение действительно реализуется в тексте, это уже половина читательского впечатления.
Лино вот ещё радует как всегда) так-то Эльвира - ночами из-за ребёнка не спишь ты, деньги на лекарства ищешь ты, по врачам с ней таскаешься тоже ты, а больше всего влияния на неё имеет посторонний рыжий мужик))
Смешно про радиоактивные отходы и Лама-Мстителя) всегда любила отсылки к игровой матчасти у тебя.
Насчёт того, кто тут из них старый, Лино здорово уделал Владимира. Однако, разговор тут же перестал быть ничего не значащим и беззаботным.
Повеселило про неудобные вопросы вот тут:
Цитата:
Владимир, конечно же, молчит. Ну вот, как отвечать на неудобные вопросы, так всегда ей.
|
Ну, а кому ещё?) будь воля Владимира, дети бы у них уже были. Кто против - тот пусть и отвечает)
Ну и, наконец-то, новая беременность Эльвиры. Давно пора приступать к воспроизведению себе подобных, учитывая, что их не так уж мало запланировано. На работу, правда, ходить не стоило под любым предлогом - потому что плохо могло стать и во время операции, а тут уже пострадала бы не одна Эльвира. Вот
это, впрочем, мой любимый скрин в отчёте, пусть он, технически, наверное далеко не самый сложный. Большей частью из-за обработки нравится - потрясающее ощущение движения от этого скрина.
Грант я уже стала воспринимать как предвестника
Апокалипсиса беременности у Эльвиры - мне кажется, не упомяни Эльвира тест и план Б, я начала бы подозревать беременность уже при появлении Грант в отчёте)
Смутило, что она рассказала Владимиру. Я не в курсе, на какие случаи распространяется медицинская тайна - всё же, Владимир муж, но мне интересно, это была личная инициатива Грант или она действовала по инструкции?
Цитата:
- Отдыхай, глядишь, мозги на место вернутся.
|
бгг, you wish
Тут ещё очень нравится:
Цитата:
Эльвира узнает Владимира по шагам.
|
Целый пласт информации об их отношениях уложился в одной конкретной (без унылых абстракций в виде рассуждений о любви, привязанности и преданности) и короткой фразе.
Владимира более чем могу понять в этой ситуации. Особенно учитывая, что от другого она ребёнка всё-таки родила. А он, который для неё и этого ребёнка сделал больше, чем его родной отец, всё ещё остаётся бездетным.
Но и Эльвиру понять тоже могу, хотя и не могу одобрить. Как бы ни была я против абортов, тут мне более чем ясно, почему она хочет прервать беременность - она прекрасно понимает, насколько плохо поступила с Владимиром, изменяя ему с Воганом. Последствия такого проступка хочется как можно скорее стереть и забыть, а не дать им прорости в будущее.
Тоже очень красивый
скрин.
Цитата:
Не Воган успокаивал Эльвиру, когда та рыдала ему в плечо от переполняющих ее чувств. Не Воган шептал, что любит ее, после того, как она целенаправленно злила его только затем, чтобы потом помириться в постели. Не Воган, в конце концов, обеспечил безбедную жизнь Эльвире и ее ребенку, не имеющего к нему никакого отношения. Но именно Воган пустил корни в ее голове, заняв то место, которое должно принадлежать Владимиру.
|
Вот здесь у меня ощущение, что Эльвира сама себя задавила. Ну нельзя вызвать в себе чувства, которых нет, ну никак нельзя. А она давит и давит на свою бедную психику - люби, мол, Владимира, любилюбилюбилюби. Психика закономерно отказывается это делать и тянется к Вогану, от которого Эльвира как может пытается оторваться.
В очередной раз убеждаюсь, что инстинкт самосохранения в Эльвире если и живёт, то какой-то очень дохлой жизнью. Слишком часто он её подводит. Воган скорее склонен создавать ей проблемы, чем решать их, но Эльвира всё равно решилась позвонить именно ему(( эх.
Задумалась тут вот, что если бы было какое-то одно слово, которым нужно было охарактеризовать Эльвиру, я выбрала бы слово "колючая". Она же тут со всеми огрызается - почти не говорит спокойно и миролюбиво. С Владмимром огрызается, с Воганом, с Грант. Пыталась вспомнить, с кем она была более мягкой, и мне кажется, что только с Кармеллой. Интересно, что должно случиться, чтобы она стала такой же с кем-то ещё. Рождение новых детей?)
Вогану я тоже такое же слово пыталась придумать, пришло в голову "выдумщик", но это как эксгибициониста назвать "раскрепощённым". Псих эксцентричный, вот он кто. Надо не просто треш устроить, но подготовить для него красивые декорации. И вот знаешь, хотя я тут всю дорогу болею за Владимира, а действия Вогана ни разу не одобряла, именно Воган мне кажется сильным. И очень непротиворечивым. Он не мечется. Придумал свой театр извращенцев, актёров назначил и играет в нём с такой самоотдачей, что позавидовать можно. Он для себя это делает, всё это красивое, но больное представление. Чтобы самому нравилось. Не подстраивается под других, они под него подстраиваются. От таких людей всегда исходит сила.
Очень нравится это украшение со змеёй у Эльвиры. Ей подходит.
Дальше сразу хочу поставить тебе два плюса в карму - один за Эллу Фитцджеральд, второй за ресторан. Рассмотрела его подробнее, очень понравился - особенно с внешней стороны, крыша вот например)) и не только из-за того, какую роль эта крыша сыграла в сюжете.
Ещё коробка с кольцом очень понравилась - очень по-вогановски. Сама конвертировала? Стандартная максисовская коробка и правда тут выглядела бы менее ярко.
Предложение вызвало во мне необычные чувства - не те, что предложения обычно вызывают. Как правило, это радость (если в паре любовь и все дела) или неловкость за предлагающего (если любовь невзаимная). Тут от предложения скорее было ощущение холодка по спине. По степени дикости предложение брака от него было сродни предложению устроить Клыкманну пытки на камеру. Представляю, в какую дичь этот брак превратился бы, если бы Эльвира это предложение приняла.
Разговоры о ребёнка напомнили аналогичную сцену с Мией и Фьюри - там тоже влиятельный мужчина был несколько против, и угражал близким женщины в случае аборта. Только вот Миа Фьюри ничего не рассказывала - её бы воля, он ничего бы не узнал, а Эльвира к Вогану обратилась сама. Это к вопросу об инстинкте самосохранения)
Впрочем, близкое ощущение смерти этот инстинкт в Эльвире разбудило, что, наверное, к лучшему. Легко бросаться фразами "да я лучше умру", рассуждая о смерти теоретически. Если сталкиваешься с ней близко, рассуждения неминуемо обретают противоположный характер.
Ну и финал. Знаешь, наверное измена в таком виде, которой она открылась Владимиру, это наиболее острая измена из всех, которые я могу вообразить. Эльвира (Воган?) накалила всё до максимума, нажала на все болевые точки Владимира. Камера, комната, полная БДСМ-инструментария, и твоя женщина с двумя мужиками, один из которых когда-то сделал ей ребёнка (в то время как ты сам такой чести не удостоился), а второй - их общий враг, которого ты пытался убить, рискуя своей жизнью. Худшую измену сложно и вообразить.
Реакция Владимира меня с одной стороны порадовала, с другой разочаровала. Наброситься на неё со своим "хотела боли - получай" - было очень понятно, очень закономерно, и очень...красиво, что ли?
Но тот факт, что он после всего этого не ушёл, пожелав ей продолжить вечер с тем, к кому она по ночам уезжала, меня расстроил. Неужели он останется с ней после этого? Неужели зависимость от Эльвиры оказалась сильнее, чем самоуважение?
А ведь она ещё и беременна, причём, скорее всего от Вогана. Очень слабо представляю, на что будут похожи отношения Эльвиры и Владимира в дальнейшем. Сейчас Эльвира может и испугалась потерять его, но неизвестно, сколько этот эффект продержится.
Тем более что Эльвира, похоже, в отношениях с ним от эгоизма так и не избавилась:
Цитата:
- А то не знаешь. Я столько раз объясняла, что мне нравится, и? Ты, видите ли, не можешь сделать мне больно. А обо мне подумал, а, Шлик? Я, может, тоже не могу по-другому. Или тебе религия не позволяет взглянуть дальше своего носа?
|
Хрестоматийное "я же уже сказала, чего хочу, почему он не делает". Мне сложно представить гармоничные отношения между людьми, когда как минимум один из этих людей не может понять, что другой не обязан выполнять все его желания.
В общем, отчёт на самом деле полон потрясающих моментов - начиная меткими фразами в описаниях, и заканчивая яркими диалогами. К сожалению, большую часть этих моментов я оценила только со второго прочтения. С первого прочтения меня занимала всего одна проблема, о которой я и хочу поговорить.
Называется проблема "недосказанность". Я долго об этом думала, но сформулировать смогла только сейчас. В чём это выражается?
Во-первых, в структуре текста. Ты мастерски умеешь подвешивать читателей на крючок, заставляя гадать, что же там дальше - серьёзно, ты умеешь это как никто. Но подвесить на крючок - это ещё не всё. Это даже не самое важное. Самое важное - читателей с помощью этого крючка вытащить, а не оставить на нём болтаться.
Последний отчёт, к примеру, более чем интригующе закончился - Владимира схватили люди из Отдела, у Вогана там связи, Эльвира с Воганом "весело" проводила время, а потом пришла домой и увидела Владимира на своём диване. Ох как я напряглась тогда!
После выхода этого отчёта я села и стала ждать разговора. Нет, не так - Разговора. Что же было с Отделом, за что схватили, как отпустили, что от него хотели? Знал ли Владимир, что Эльвира непонятно где шаталась во время его отсутствия - а знать должен был, ведь Эльвира даже для Лино и Кармеллы отговорки придумывала, почему трубку не брала, вряд ли она стала бы плести Лино про конференцию, а с Владимиром изображать, что всё это время была дома.
И когда я в новом отчёте Разговора не получила, у меня возникло ощущение, что мне чего-то недоговорили. Получила я Разговор в конце, и только тогда меня, наверное, отпустило - с крючка сняли, а значит, можно спокойно вернуться к началу отчёта и перечитать его заново.
Просто есть закон жанра. Если бросаешь интригу в конце "серии", нужно удовлетворить читательское любопытство в начале следующей. И я ни в коем случае не имею в виду, что читателям надо давать именно тот исход, которого они ждут - нет, не надо. Надо дать тот, которого они ждут в последнюю очередь. Но исход дать надо, иначе рискуешь вызвать фрустрацию.
Разумеется, правила иногда можно и нужно нарушать. Но - только если на то есть серьёзная причина, и если ты хорошо осознаёшь, что теряешь в случае нарушения.
Другая сторона недосказанности - это персонажи, и мы с тобой невольно затронули эту тему в разговоре о бонусе с Брайтмурами. В среднем романе число основных персонажей обычно достигает примерно десятка. На всяких мелких эпизодических персонажей приходится, скажем, ещё десяток.
У тебя персонажей больше, чем в среднем романе, а текста - меньше в разы. Поэтому текстового пространства каждому из них достаётся очень немного.
Как правило, я могу без труда назвать всех персонажей династии, которую читаю, по именам и фамилиям (во всяком случае, текущее поколение). У тебя - не могу, иногда приходится листать предыдущие записи, чтобы вспомнить, где этот персонаж ещё был.
Такая проблема возникает даже не из-за количества персонажей, впрочем, а из-за того, как ты их представляешь в сюжете. Многих наделяешь именем-фамилией, запоминающимся характером, биографией даже, а затем оставляешь их линию неразвитой. Многие персонажи, которых ты показала в отчёте Мой лучший враг (1), мелькнули всего раз - оно и понятно, ведь Кармелла не наследница, а Эльвира большую часть этих людей не знает. Но характеристика этим персонажам дана более чем чёткая - ученикам и даже некоторым преподавателям. И на всё это пришлась всего лишь половина отчёта.
Или, скажем, Кэтрин. Она довольно много места занимала в отчётах в начале поколения - мелькала во многих сценах, у неё была своя история, своё прошлое, и даже бонус о ней был - а потом она вдруг пропала. После она мелькала на скринах в некоторых визуальных бонусах - но без объяснений. Это заставило меня задуматься, а какую роль она должна была сыграть в основной истории? У меня ощущение, что её линия не получила логического завершения.
Выходов из ситуации два, в зависимости от того, насколько роль персонажа важна для основной линии.
Если важна, и ты чётко себе можешь ответить на вопрос, в чём эта роль заключается, и почему без него основная ветка будет неполноценной, то персонажу стоит выделить больше текстового пространства и довести его линию до кульминации - она не обязательно должна совпадать с кульминацией основной линии, но часто они всё равно где-то рядом находятся.
Если персонаж нужен для какой-то разовой мелкой роли - скажем, для какой-то одной сцены, то его место в тексте стоит сократить. Лишить деталей о его жизни, выдать только ту информацию, которая нужна для этой сцены. Если информации больше - читатель закономерно считает персонажа заряженным ружьём, а не предметом мебели. Это не только персонажей, впрочем, касается - любой информации, которая появляется в тексте.
Однако, я осознаю, что эта проблема - целиком и полностью литературная, а у династий особенности, как ни крути, свои. Во-первых есть кнуты и всякие темы месяца, когда бонус порой делаешь не для того, чтобы он сыграл какую-то роль в основной сюжетной линии, а просто потому что тема такая. К тому же, изначально в династиях большое количество персонажей чисто по техническим причинам была нормой, а об их роли в сюжете никто не задумывался. Если ты именно этого принципа придерживаешься, и техническую часть ставишь выше литературной - смело игнорируй всё то, что я выше написала.
Это, в общем-то, всё, что я хотела сказать. Жду новых записей)