1. Почему Life is Strange? Я имею в виду – это просто игра оказалась настолько интересной, что вдохновила на творчество, или просто её сюжет оказался удобной "базой" для воплощения собственных идей?
Пожалуй, да, это заслуга интересной игры. В первую очередь, проработанного игрового мира, где можно исследовать почти все предметы, читать дневник главной героини и с каждым действием получить маленький штрих к портрету персонажа или мира (например, плюшевый мишка в комнате Макс, глаз которого она проглотила в детстве). Однако такое большое количество деталей не делает сюжет предсказуемым — как раз наоборот, разработчики с самого начала показывают тебе
красную селедку, ты, даже зная спойлеры, пускаешься за ней в погоню... и в итоге получаешь этой селедкой по лицу. Именно этого я и жду от любого автора — чтобы он меня удивил, щелкнул по носу, когда я возомню себя всезнающей. А такой старательный подход к этому делу, как у разработчиков Life is Strange, не может не вдохновить.
Еще один несомненный плюс LiS — живые, очень качественно проработанные персонажи. Даже Рэйчел, которая в игре лишь упоминается, получилась настолько интересной, что один фанфик с ее участием я написала на основе лишь первой части игры. Что уж говорить о более значимых персонажах — главной героине, которую будто списали с восемнадцатилетней меня, и жутком, но харизматичном злодее! Собственно, их дуэт и вдохновил меня на творчество — не только фанфики, кое-какие отсылки к Life is Strange будут и в сюжете династии (к которой я не теряю надежды вернуться).
Кстати, мой OTP по Life is Strange напрямую относится к Слэйерам. Изначально я задумывала, что Эльвира любит Вогана с разной степенью тяжести, от невротической влюбленности до стокгольмского синдрома. Но Эльвира, как обычно, положила на мои идеи свое гигантское эго. Однако даже после окончания первого поколения идея осталась сидеть в моей голове, поджидая подходящих персонажей для истории, где красавица любит чудовище, а оно вовсе не собирается становиться принцем — и нашла их в Life is Strange. Думаю, тем, кто читал Слэйеров, будет интересно следить за историей Марка и Макс, и, возможно, найти сходства.
2. Я, кстати, уже не в первый раз замечаю, что игры вдохновляют тебя на творчество – стоит вспомнить Bloodlines или персонажей из "Линий Крови", большая часть которых попали в челлендж из TS3. Есть ли у тебя другие игры, которые тоже вдохновляют, и по которым ты, возможно, будешь писать в дальнейшем?
Игры действительно вдохновляют меня больше, чем те же книги или кино — наверно, потому, что дают возможность исследовать мир произведения и благодаря этому чувствовать себя внутри, а не наблюдателем перед экраном. Но таких игр, которые вдохновляют писать по ним, больше нет, однако не исключено, что появятся в дальнейшем — как я уже говорила, играм проще задеть мои творческие струны. Например, сейчас я присматриваюсь к Beholder (читала о ней статью на Posmotre.li и поняла, что не пройду мимо), посмотрим, что из этого выйдет.
3. Какой из своих форумных проектов ты любишь больше всего?
Конечно, династию Слэйер. Это была как раз та самая идея, которая прогрызала мне голову несколько лет, пока не воплотилась в виде «Линий Крови». А потом я поняла, что слишком привязалась к Эльвире, Владимиру и Вогану, и хочу не только дать им историю, но и возможность размножаться (именно в этом для меня главный плюс династий). Плюс именно в династиях вагон всяких штук для вдохновения — тут тебе и конкурсы, и лотерея, и темы месяца, твори не хочу.
Со вторым поколением сложнее — Константин мне тоже симпатичен, но не так, как Эльвира, — однако третье поколение я уже заранее обожаю. И с нетерпением жду, когда смогу до него доиграть.
4. Ты сейчас пишешь много и часто – как удаётся постоянно поддерживать силы и вдохновение на уровне? Есть что посоветовать прокрастинаторам?)
Интересно это слышать, учитывая, что пишу я в последние полгода вне форума.
Но мне действительно есть что посоветовать — в прокрастинацию я окуналась по самые уши и могу с уверенностью сказать, что изучила это явление со всех сторон.
Я очень долго думала, что прокрастинация — всего лишь недостаток живительного пинка. А уж пинков-то полно на любой цвет и вкус: и конкурсы, и Корона, и писательские челленджи, а для самых неповоротливых — морковка сзади под названием «Архив». Думала я так ровно до марта прошлого года, когда вымучила первый отчет второго поколения и обнаружила себя на дне. С этого дна меня вытащило осознание неудобной истины: за красивым словом «прокрастинация» прячется весьма тривиальное «автор накосячил и до сих пор этого не понял». Плохая новость — внешняя мотивация тут бессильна. Хорошая — в большинстве случаев вы можете исправить это сами. Рассмотрим два случая: «не хочу писать» и «не знаю, о чём писать дальше».
«Нехочуха», по моим наблюдениям, случается, когда автор хватается за вроде бы привлекательный сюжет (или сюжета как такового нет, как было у меня в Рэндомах или Аридии), а потом охладевает к нему. Чтобы этого не произошло, нужна не просто идея, а Идея, которая не дает есть-спать и прогрызает голову изнутри, пока ее не напишешь. Когда она есть, нет вопроса, хочешь ты или не хочешь писать. Именно с такой Идеи началась история Эльвиры, другая Идея вытащила меня из творческого кризиса в начале прошлого года. Причем Идея для меня — это, в первую очередь, не сюжет, а персонажи. Если они интересные, проработанные и автор их любит, то и история удастся.
Казалось бы, всё просто, но Идея обычно одна, а персонажей много, невозможно всех одинаково любить. Однако и это не проблема, если вы хорошо знаете каждого из них. Изучите своих персонажей, найдите в каждом что-нибудь цепляющее (неважно, в положительном или отрицательном смысле) и используйте это как рычаг для конфликта. Я, например, делаю так: нахожу у персонажа слабое звено, ломаю это звено и наблюдаю, как он будет справляться с поломкой. При этом ущербу желательно быть соразмерным силе персонажа, иначе у вас появится еще больше сложностей (пример из моего опыта — Бриджит Хэмлок, которую я не собиралась убивать, но поняла, что ее поломка несовместима с более-менее нормальной жизнью). Это, конечно, не универсальный совет, но если кто хочет пойти по моему пути, вот вам
руководство.
Теперь рассмотрим случай «не знаю, о чём писать дальше». Вот нашли вы Идею, влюбились в персонажей — но этого недостаточно. Нужно сделать Идею историей, а у истории должны быть как минимум начало и конец. Звучит очевидно, однако большая часть моих «неписуев», сюжетных проколов и не выстреливших ружей выросла именно из непонимания, как начать и чем закончить (чаще второе). Поэтому я взяла за правило не писать, пока не придумаю начало и конец (как минимум на уровне всей истории, а в идеале — и отдельных глав). Как только начало и конец есть, продумываю ключевые события (если они еще не возникли в голове сами собой) и пишу план каждой главы. Да, я говорила и говорю, что хорошо продуманные персонажи хоть раз за главу, да плюнут на ваш план — однако он всё равно нужен. Как говорится, если вы не знаете, куда плыть, ни один ветер не будет вам попутным. Кстати, план лучше именно записывать, а не держать в голове, чтобы перед написанием окинуть его свежим взглядом и найти возможные ошибки.
Далее процитирую фразу из уже упомянутой Life is Strange: «У этого действия будут последствия». Звучит очевидно, но на практике, опять же, нередко игнорируется и приводит к прокрастинации, потому что автор не продумал последствия и зашел в тупик. Чтобы этого избежать, представляйте сюжет в виде дороги, где каждая развилка соответствует выбору персонажа. Он пойдет по одной дороге, выбрав определенное действие или бездействие, но вы должны увидеть и исследовать все возможные пути. И как только вы увидите, что скрывается за развилкой, вопрос «о чём дальше писать» отпадет сам собой. Это хороший способ избежать нелогичных поступков и сюжетных дыр, но и недостатки у него есть: скажем, я не могу писать альтернативные истории именно потому, что отбрасываю все нерабочие варианты еще на этапе плана. Зато остаюсь с единственным рабочим, и мне хватает. Вообще идеальный сюжет в моем понимании — как в детском стихотворении
«Не было гвоздя». Это не значит, конечно, что вам нужно досконально следовать такой схеме, но чем вы ближе к ней, тем дальше от тупика прокрастинации.
Отдельно скажу про главного спонсора моей прокрастинации: связки. В каждой главе встречаются такие события, которые вроде бы и не архиважны, но и пропустить их нельзя — и никакой план не спасает от состояния «пишу книгу, получаю фигу». Что помогает? Добавить в сцену конфликт или юмор, можно даже то и другое. Так я писала сцену, где Макс представляет Марка родителям — она ждет, что те его не примут (потенциальный внешний конфликт), боится сказать, что беременна (внутренний конфликт), но отец решает оба конфликта шуткой. Чтобы найти оптимальный для вас вариант, рассмотрите своих персонажей и найдите те черты, которые помогут им сделать скучную ситуацию нескучной.
И только после того, как есть внутренняя мотивация, можно искать внешнюю. На форуме ее немало — темы месяца, лотерея, Корона, — но эти мероприятия не формируют привычку писать регулярно, которой мне, например, очень не хватало. В одной писательской группе ВК я нашла челлендж «Every day, every night», где нужно писать определенное количество знаков в зависимости от выбранного уровня, и каждый день до конца недели минимум увеличивается (кому интересно, могу дать ссылку). Именно благодаря ему я за две недели написала первую главу «Третьего из двух», которая почти полгода была кусочками черновиков, а еще через пару месяцев дошла до публикации. И даже пару сцен для Слэйеров я таким образом написала. Есть и другие челленджи — например,
«365 строк» от Jana Weber, или те, где нужно каждый день в течение месяца писать на определенную тему (например, Writober или Kinktober — в последнем я с удовольствием участвовала и пишу до сих пор, невзирая на временные рамки). В общем, недостатка в писательских челленджах нет, ищите и найдете подходящий.
Почему, спросите, я поставила такую важную вещь, как привычка регулярно писать, на последнее место? Потому что терпение и труд не всё перетрут. И отсюда мы переходим к другому важному аспекту прокрастинации: иногда это сигнал, что пора отдохнуть. Работы, написанные одной лишь каменной задницей, никому не принесут удовольствия, даже если вы считаете свой уровень высоким (пример — лавстори Трента и Белладонны, которую я имела глупость выставить на позапрошлую Корону). Нет ничего хуже для автора, чем выгорание до полной неспособности творить, просто поверьте мне на слово.
5. Если бы тебя попросили назвать три своих главных творческих достижения (неважно, о каком именно творчестве речь), которыми ты больше всего гордишься – что бы ты назвала?
Из самого свежего — сцена суда в
«Третьем из двух». Семь с половиной тысяч слов (я даже на форуме до этой цифры не доходила). Два гамма-ридера — одна вела меня за ручку, другая макала головой в матчасть и беспощадно резала мои неуместно эмоциональные формулировки (обеим огромное спасибо). Оправдательный приговор для персонажа, у которого в каноне руки были не то что по локоть — по самые уши в кровищи (а я еще и подкинула ему проблем). Бонусом — второстепенный персонаж, которого читатели считают «интересной мразью», чему я как автор очень довольна.
Если глобально, то почти всё, что я написала в прошлом году. Для многих 2020 был сложным, а вот мне есть за что поблагодарить его и себя. Мой 2020 начался с творческого кризиса, но я не только его преодолела, но и стала смелее как автор: попробовала себя в фанфикшене, хотя раньше вовсе не рассматривала возможность творить в чужой вселенной, научилась писать про секс (почти) без стеснения (а еще недавно мне и поцелуи было неловко описывать). А еще я понемногу учусь описаниям в целом. Раньше я делала упор на эмоции, а внешность и окружающий мир показывала через иллюстрации, теперь же, когда мне вставили пару пилюль на эту тему, я подумала, что текст не станет хуже от пары описаний.
Отдельно следует сказать о таком навыке из прошлого года, как спонтанное письмо. В одном сообществе, где я состою, то и дело проходят «внезапночелленджи»: дают подборки картинок и 9 часов на написание работы по ним. Для меня — человека, которому обычно требуется вагон времени на раскачку — участие в таких челленджах стало гигантским шагом вперед. В общем, в 2020 я научилась тому, чего раньше не умела, за что очень благодарна себе и этому году.
И третье, но не менее важное мое достижение — завершение Рэндомов. Я уже
рассказывала, как внезапно объявили конкурс, в котором мне очень хотелось поучаствовать с Эльвирой (а ее тогда в разделе династий еще не существовало), и я писала отчеты галопом, по одному в неделю (небывалая для меня производительность, сама в шоке). Но не только скорость дает мне право гордиться завершением Рэндомов: именно с этим проектом я впервые пережила «неписуй», да такой, что дело едва не дошло до архива. Однако я победила этот неписуй и уверена, что смогу победить его снова.
6. Можешь ли ты рассказать о будущих творческих планах?
На первом месте, конечно, «Третье из двух» — я очень надеюсь хотя бы к середине февраля выпустить новую главу, а к лету уже и закончить. Однако и про Слэйеров не забываю — пусть они всё увереннее шагают в сторону архива, я всё же планирую когда-нибудь выпустить хотя бы второй отчет про Константина (и даже урывками его пописываю, но до готовности там еще как до Парижа ползком). Далеко идущие планы — когда-нибудь полноценно вернуться на Просимс и всё-таки довести до ума второе поколение, потому что история третьего (которое пока даже не родилось) уже сидит у меня в голове.
А еще у меня в планах кроссовер между моими работами по Life is Strange и династией. Их объединит персонаж, которого вы уже видели, но полноценно он (она?) появится в сюжете очень не скоро.
На этом всё, но я не прощаюсь — я говорю «до новых встреч на Просимсе и за его пределами!». Спасибо всем, кто был со мной