14 глава,
часть 2
Как же здесь холодно. Я не догадалась нацепить на себя ещё хоть какую-нибудь тряпочку, а у варягов попросить было бы по меньшей мере нагло. Славе, по-моему, всё равно - хоть зной, хоть мороз, у него в глазёнках сплошное любопытство. Мы проходим к центру селения урман, они все как один молчат и странно смотрят на нас. Я уже со страхом неотрывно гляжу на своего переводчика и жду, чтоб он что-нибудь сказал. Заговорил. Понимать бы этот язык, а то, может, договариваются продать нас в рабство, а переведут совсем по-другому.
- Эй, ты... Как тебя там... Жура... вышк... вушк... В общем, поди сюда.
Это варяг так ко мне обращается. Что ж, мы люди смирные, приблизимся.
- Вот это Яркко, он тут главный. Я его знаю, надёжный человек, тебя в обиду не даст. Знакомьтесь. Женщина, это Яркко. Яркко, это жен... это Жур... Эээ...
- Я Журавушка, - внятно проговорила я, глядя прямо в глаза вождю племени. Сколько ему лет? Тридцать? Сорок? Пятьдесят? Столько не живут... Хотя... Я не знаю. Пышная ухоженная борода отливает рожью. Глаза умные, зеленоватого оттенка, как у меня. Шрамы и морщины... Доверять ему или нет?
Усы викинга зашевелились, и он пророкотал пару слов.
- Журавель, тебя тут будут звать Герд. Коротко и ясно. Тебе это понятно? - разъяснил варяг. Я растерянно посмотрела на одного, на другого, потом вздохнула и кивнула. Этот жест понял и урманин, его борода опять зашевелилась, и он начал что-то быстро говорить. Варяг перевёл:
- Вас возьмут жить здесь, если твой сын, который, как ты говоришь, хочет стать хорошим бойцом, победит мальчишку, которого выставят урмане.
Я улыбнулась. Ну, с мальчишкой Слава справится.
- Сынок, слушай, сейчас сюда позовут мальчика, ты должен будешь одолеть его.
- Да? Меня хотят проверить, насколько я сильный? С удовольствием! - обрадовался Слава.
Но моя улыбка быстро угасла. "Мальчишка" оказался рослым отроком лет одиннадцати, возвышающимся над семилетним Славой, как дракон над человечишкой...
- Ты и есть мой противник? - поразился мой сын, однако в его голосе была и львиная доля восторга. Естественно, отрок его не понял, но, не увидев в Славе враждебности, тоже улыбнулся. Я кинулась к Яркко, позабыв, что язык славян ему чужд, надеясь остановить неравную схватку, но викинг властным жестом отстранил меня и что-то рявкнул.
Отрок бросился на моего сына.
По-моему, потрясена была не я одна, но все, кто столпился вокруг, глядя на мальчиков. Слава ловко уходил от ударов, вприпрыжку перемещался вокруг противника и ни разу не начал дышать тяжело. Я и не подозревала, что он так умеет. Но, казалось, он умел это всегда. Опять ощущение, что он лишь вспоминает то, что знал когда-то очень, очень давно...
Самый большой шок был у публики, когда мой сын внезапно кинулся снизу на отрока, тот не успел ударить его, взмахнул руками и упал навзничь, а Слава придавил сапожками его ноги и взгромоздился сверху.
- Я победил! - радостно сообщил он.
Я взглянула на Яркко. Тот согласно склонил голову. Варяг-переводчик стоял столбом. Наверное, он до самого конца не верил, что мы на что-то способны.
Слава слез с противника и немедленно протянул ему открытую ладонь:
- Святослав.
Тот поглядел на моего сына снизу вверх, на его руку, потёр бок, тряхнул головой и протянул в ответ свою ладонь:
- Хуннар.
Это было понятно и без знания чужого языка.
Вождь опять заговорил, варяг перевёл:
- Он говорит, что будет учить вашего сына военному ремеслу, но с условием, что тот станет равным членом племени, изучит язык, станет одеваться как урманин и поклоняться урманским богам. Кстати, всё это касается и вас тоже.
Терять нечего. Удача смотрит на нас.
- Я согласна.
Варяг перевёл последнюю фразу Яркко:
- А дальше - как будет угодно Предназначению.
- Чему-чему?
- Думаю, он считает, что у вашего сына необычная судьба. Богам виднее. Всё, я выполнил вашу просьбу, добро пожаловать к викингам.
Варяг быстро отошёл от меня, уводя вождя в сторонку. Кажется, у них были какие-то свои дела и свой разговор. Не думаю, что нас со Славой специально повезли в это племя. Просто подбросили, ибо было по пути.
Теперь мне придётся объясняться знаками, прежде чем я смогу говорить на их языке... Но Славе вон и знаков хватает выше крыши. Он уходит всё дальше и дальше с этим Хуннаром, увлечённо называя по-новому знакомые предметы. У меня предчувствие, что эти двое подружатся накрепко.
- Это был сильнейший отрок в их племени, - пояснил ещё один варяг, прибывший сюда с нами, когда приблизился ко мне со спины.
Сильнейший... Разозлиться бы, но уж слишком я рада тому, что нас приняли.
Вождь отвернулся от собеседника и опять шагнул ко мне.
- Как зовут? - перевёл варяг, а вождь кивнул на Славу.
- Святослав.
Яркко вслушался в незнакомое слово, покачал головой и произнёс:
- Сигурд.
Отныне моего сына будут звать именно так.