Урок третий. Хитросплетения сюжета.
Если писать всё, что приходит в голову, она может и у других опухнуть.
(Леонид С.Сухоруков)
С основной задумкой мы определились, подходящее название нашли, характеры персонажей описали. Пока это сильно напоминает игру в куклы, правда? Тебе может показаться, что мы уже проработали все, что нужно; действительно, немало произведений стали популярными только благодаря яркому, харизматичному герою или некоей общей идее. Но если ты хочешь сделать из своего сериала настоящую "конфетку", обязательно нужно продумать ещё и такую важную деталь, как сюжет твоего сериала.
1.Что такое сюжет и с чем его едят.
Хоть у нас тут и не кружок юных литературоведов, но если уж мы взялись за дело серьезно, то без некоторой доли специальной информации нам не обойтись. Я тут приготовила для вас кое-какие определения (а вы записывайте, записывайте, на контрольной всё будет
).
“В литературном произведении под сюжетом подразумевается расположение событий с целью достигнуть желаемого эффекта. Сюжет — это серия тщательно продуманных действий, которые приводят через борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке. Сюжет отличается от фабулы или фабульной линии (порядок событий).” (Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw.)
В «Аспектах романа» Форстера сказано:
“Фабула — это повествование о событиях в их временной последовательности... Сюжет — это также повествование о событиях, но при этом основное ударение делается на их причинной взаимосвязи. «Король умер, а затем умерла королева» — это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» — сюжет”
Еще одно интересующее нас определение – это конфликт.
“
Конфликт (лат. conflictus — столкновение), внешняя борьба, спор, чаще, однако, внутреннее столкновение противоположных оценок и сил: долг и склонность, воля и задача, также два различных долга или две разных склонности; образует центр тяжести всякой драмы … и заканчивается как трагический К. вместе с крушением или гибелью героя ... в комедии и серьезной пьесе — с разрешением напряжения.” (Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur).
Следует различать понятия
конфликт и
ситуация.
“
Ситуация - особая форма мотива, которая определяется не характером персонажа (ей), но их моментальным положением соотв. расстановке по отношению друг к другу, независимо от индивидуального своеобразия: мужчина между двумя женщинами; человек, возвращающийся на родину, покинутая возлюбленная, обманутый супруг, разлука, свидание и мн. др. С. часто индифферентна по отношению к настроению <героя> и может быть рассмотрена как трагика или комика (комизм ситуации). Она возникает в … драме многократно как следствие обстоятельств и межчеловеческих отношений, которым противопоставляет себя персонаж…“ (Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.)
А теперь попробую объяснить все это доступно.
Фабула любого сочинения – это просто перечисление событий: сперва произошло то, а потом случилось это. Если пользоваться анатомическими понятиями, то фабула – голый скелет произведения, его косточки.
Сюжет – это уже не простое перечисление событий. Говоря о сюжете, автор описывает основные события и причинную связь между ними, а также упоминает о том, как каждое событие повлияло на характер и судьбу героев. Сюжет – это существо из костей и мяса, плоти и крови.
Конфликт – "двигатель" сюжета, потому что именно конфликт обуславливает все сюжетные ходы. Не следует путать конфликт с ситуацией, потому что ситуация – это всего лишь временное стечение обстоятельств, а конфликт – величина постоянная. Конфликт – это неразрешимые противоречия между героями, или героем и внешней средой, или в душе у героя. Конфликт так или иначе проявится во всем, что в рассказе происходит. Если снова вспомнить анатомию, то конфликт, скорее всего, "сердце" любого литературного произведения.
Ну а что же тогда для рассказа
идея?
Идея произведения – это его душа.