Урок третий. Хитросплетения сюжета.
часть седьмая
3. Неудачи с сюжетом (окончание)
Аффтар, выпей йаду! Там, на тумбочке стоит.
Неизвестный падонак.
Подводя итоги
Повторенье – мать ученья. Для пущей ясности еще раз коротко обозначу все, о чем говорила раньше, то, что ты непременно должен запомнить.
Итак, чтобы сюжет удался, ты не должен допустить следующих ошибок:
1) Не начинай писать сериал, не придумав сюжета (уж это-то, надеюсь, усвоили все)
2) Не допускай того, чтобы твои герои вели себя непродуманно, нелогично, просто глупо. Не считай читателей дураками.
Если у главного героя загорелся дом, и он нервно скачет вокруг, поливая стены из садового шланга, в то время как пламя уже добралось до крыши, то любой здравомыслящий читатель крикнет ему: "Что ж ты делаешь, дундук, вызывай скорей пожарных – без дома останешься!"
3) Не заставляй героев поступать так, как тебе нужно, не диктуй персонажам, что им чувствовать.
Не вмешивайся во взаимоотношения героев и вообще – не лезь в их дела, сами разберутся.
4) Не надо притягивать обстоятельства "за уши", менять обстановку и условия потому, что тебе так нужно.
Ты думал, никто не заметит? Наивный!
5) Чрезмерно – значит, плохо.
Не стоит говорить обо всем сразу - запутаешься. Лучше сосредоточься на главном. Не плоди лишних персонажей только ради того, чтобы обосновать какой-то сюжетный ход. Не "накручивай" сюжет, не насылай на героиню/героя все несчастья, какие только сможешь выдумать – в какой-то момент читатель просто перестанет тебе верить.
6) Недостаточно – тоже плохо.
Четко расставь акценты, не заостряй внимания на том, что не имеет значения, но и не забывай упомянуть о важном. Если ты о чем-то говоришь, пусть и вскользь, то это что-то – существенно для развития сюжета, раскрытия интриги или помогает лучше понять характеры героев. Отсюда два важных совета.
Первый: писать что-то, о чем ты потом скажешь: "Это не важно", не имеет смысла – а зачем вообще говорил тогда?
Выброси нафиг из текста.
Второй: коли ты начал говорить о чем-то, значит, это что-то стоит внимания, поэтому доведи мысль (сюжетную линию) до конца. "Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить", сказал умница Чехов, и это касается не только пьес.
7) Надумаешь использовать художественные приемы – используй их грамотно. Никто не мешает тебе оформить свой сериал как выдержки из дневника или сборник писем, но для начала хотя бы посмотри, как это делают другие, классики, например, тот же Чехов, Достоевский... Знаешь, у них много чему можно научиться.
8) Не торопи события, но и не слишком затягивай действие.
С теорией Эйнштейна никак не поспоришь – время относительно, конечно, но ты все-таки соизмеряй свою художественную реальность и реальность нашей жизни. Никто не влюбится за полчаса так сильно, чтобы вешаться парню на шею и лезть целоваться. Никто не сойдет с ума от любви настолько, чтобы за пять дней знакомства принять решение завести совместного ребенка, да еще и воплотить задумку в жизнь (забеременеть, то есть). С другой стороны, вряд ли кто-то на протяжении многих десятилетий будет помнить о какой-то пустяковой обиде и готовить план отмщения ("я мстю, и мстя моя страшна", нда).
9) Не перестарайся, украшая сюжет "вызывающими" сценами.
К описанию конфликтов, драк, избиений, всего, что связано с насилием, нужно подходить с крайней осторожностью - если невозможно от подобных сцен отказаться, они должны быть показаны так, чтобы не вызвать отвращения у читателя. Тебе что важнее, рассказать, как колошматили героя, или описать, что он при этом чувствовал? Наверное, второе.
10) То же самое повторю, говоря об эротических сценах.
Понятное дело, мы тут все взрослые, или же считаем себя таковыми, ничто взрослое нам не чуждо, и иногда мы просто не можем обойтись без эротики в тексте, однако же все хорошо в меру. В любом случае, говоря об интимных отношениях, лучше сконцентрироваться на описании чувств и ощущений действующих лиц, а не на физиологической составляющей. Можно подать
сцену красиво, в романтическом ключе, а можно, наоборот, придать ей драматизма и отчаяния, а можно показать "это" фривольно, с юмором - все зависит от обстоятельств, от того, что автор хотел нам сказать. Вообще, для достойного описания таких моментов нужен особый талант, а он дается не каждому. Большинство авторов не рискуют, опускают описание того, как... и заменяют его скромным многоточием - почему бы и тебе не поступать так же? Все лучше, чем опозориться. "О, мой ненасытный тигр, укуси меня! Иди же ко мне, мой зверррь..." Хи-хи-хи.
Суммируя все, что было сказано в последних двух пунктах: не надо дешевых эффектов и провокаций! Любой понимающий читатель с легкостью отличит, когда интимная сцена или сцена насилия обоснована сюжетом, а когда - насильно впихнута в текст, чтобы придать ему остроты и подогреть интерес к сериалу. Человек слаб, и, чего греха таить, мы все жаждем "хлеба и зрелищ", но не надо же так беззастенчиво играть на наших слабостях. Некрасиво это как-то.
Данный список "не…" можно вести до бесконечности, ибо даже моя извращенная фантазия не может вообразить и половины тех несуразностей, ляпов и, откровенно скажу, глупостей, которыми нас радуют авторы сериалов – не нарочно, конечно, оно у них как-то само собой выходит. Пожалуй, остановлюсь-ка я на красивом и круглом числе десять, тем более что основные ошибки я вроде как уже перечислила. Может быть, что-то и запамятовала, так ведь я и не энциклопедия, чтобы знать и помнить все.
Хочешь совет, универсальный совет, который поможет тебе в любом случае? Вот он
Думай, что пишешь!