Урок третий. Хитросплетения сюжета.
часть одиннадцатая
Как сюжет связан с жанром (продолжение)
А шарабан катится, колёса стерлися, а вы не ждали нас, а мы приперлися ! 
Детектив
"Каждый убийца, вероятно, чей-то хороший знакомый."
Агата Кристи
Детектив (лат. detectio — раскрытие; англ. detective — сыщик) — художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления.
Даже малые дети знают: детектив – это история с преступлением. В детективе всегда есть криминальная загадка; она может быть любой – совсем простой или, наоборот, сколь угодно неразрешимо сложной, странной и пугающей, но в любом случае для неё должно найтись вполне разумное, приемлемое и земное объяснение, иначе это не детектив, а мистика или ужастик. Да, детектив может содержать элементы мистики, психологической драмы, комедийные моменты, да, он близко соприкасается с криминальным романом и триллером, но это не делает его похожим на них. Да, можно написать детектив на историческую, фантастическую, любовную или какую угодно другую тематику, но при всем при этом – запомни! – детектив всегда останется детективом. Есть вопрос, есть вполне конкретный на него ответ, который мы отыщем, не выходя за грани разумного – вот основной постулат детективного жанра
Итак, повторю еще раз: ты можешь считать, что пишешь детектив только в том случае, если у тебя есть нераскрытое преступление, преступник и сыщик. Схема должна соблюдаться четко; если хоть одно из звеньев вызывает сомнение, детективной каши ты не сваришь.
Если ты заменишь преступника группой преступников, например, международной бандой, или политической организацией, или кланом вампиров, ты потеряешь фигуру «преступника». Получится сносная криминальная, политическая, мистическая история, но никак не детектив.
То же самое случится, если ты заменишь сыщика группой лиц. Интересный «производственный роман» о жизни убойного отдела, не более того.
Если вдруг окажется, что преступления не было, а прилетели на тарелках инопланетяне и похитили всех, или умерший просто покончил с собой, или ожерелье, которое все считали похищенным, все это время валялось под ковриком – знай, ты накропал что угодно, но только не детектив.
То же самое получится, если ты с самого начала станешь описывать преступление глазами преступника. Мы должны знать о преступлении ровно столько, сколько о нем знает сыщик, мы не должны знать все – иначе «загадка» исчезнет.
В связи с этим очень важно обратить внимание на фигуры Героя и Антигероя.
Герой + Антигерой.
Думаю, правильным будет рассматривать их именно так, в связке. Если выразиться образно, Герой и Антигерой едут на одном велосипеде и вместе крутят педали, так что велосипед двигается вперед только их совместными усилиями.
Кто он, Главный Герой Детектива? (ты, конечно, понимаешь, что я имею ввиду не жертву, а сыщика; жертва преступления всегда персонаж второстепенный). Несомненно, это должен быть профессионал. Пол, возраст, национальность и прочее не имеют принципиального значения. Неважно, что он мал ростом и не внушает уважения, что у него на лице красуются прыщи, или узкие бельгийские усики, и то, что его макушку венчает широкополая шляпа пастора, и даже то, что он предпочитает носить скучные твидовые юбки - в любом случае, твой герой – мастер своего дела.
Это должен быть или следователь, или опытный сыщик, работающий частным образом, или ловкий адвокат (судья, прокурор, патрульный) – кто-то, кто постоянно имеет дело с преступлениями и преступниками. На крайний случай, это может быть и частное лицо, но у него обязательно должен быть солидный жизненный опыт и опыт разгадывания загадок (расследования преступлений). Если ты поставишь на место сыщика трогательного неумёху, ты превратишь детектив в иронический детектив, а это уже совсем другая закваска и другой квас.
Итак, ты понял: в герои мы берем только профессионала. Теперь возьмем эту фразу, вывернем её наизнанку и получим, что в антигерои мы профессионала не возьмём ни в коем случае. И это правильно! Никаких наемных убийц, никаких бандитов, никакой мафии или маньяков-шизофреников. Только добропорядочные бухгалтеры, старые девы, приходские священники, ревнивые супруги, обиженные дети, брошенные любовницы, проворовавшиеся подчиненные и другие милые люди, на которых сразу и не подумаешь. Так интереснее.
Возраст и пол антигероя также не имеют принципиального значения, однако помни про правило «герой ≈ антигерой». Противники должны быть приблизительно равны по интеллекту, обладать одинаковыми способностями и иметь равные возможности (ты понимаешь, конечно, как неправильно ты поступишь, если дашь преступнику фору, или, наоборот, будешь помогать сыщику). В том числе, они должны быть примерно одного возраста. Одинаковая половая принадлежность не принципиально важна, но все-таки желательно соблюсти и это условие.
Конечно, нет правил без исключений, и ты вполне можешь написать историю, в которой отчаянный школьник выведет на чистую воду коварного старикашку, но подумай сам, хорошо ли у тебя это получится? Не выйдет ли «клюквы»?
Создавая героев, ориентируйся на ту аудиторию, для которой ты пишешь. Если история рассчитана на детей, герои должны быть того же возраста, что и те, кто будет её читать, или чуть старше. Если ты рассчитываешь на более взрослого читателя, то и герои твои будут взрослее.
Сюжет и канон.
В детективе даже больше, чем в любом другом жанре, важно следовать канону во всем, особенно в сюжете, так что давай поговорим об этом поподробнее.
1. Экспозиция.
Прежде всего, нужно кратко познакомить нас с детективом. Неплохо было бы также познакомиться с пострадавшим (убитым, ограбленным), его семьёй и ближайшим окружением, но это необязательно, эту информацию можно выдать и позднее, а вот поздороваться за ручку со следователем нам просто необходимо. Впрочем, многие обходятся и без этого, начиная рассказ словами какого-нибудь постороннего участника событий.
В конце концов, никто не мешает тебе отбросить экспозицию вовсе. Можешь сразу начать описывать, как следователь стоит над бездыханным телом, указывает на него пальцем и, грозно зыркая очами на бледных родственников покойного, вопрошает: «Кто из вас убил Васю?!!» Остальное выяснится по ходу дела.
2. Завязка.
Завязка любого детектива – преступление, точнее, момент, когда сыщик узнает о нём и пребывает на место действия, чтобы хорошенько там осмотреться. О том, как было совершено само злодеяние, мы узнаем только в самом конце.
Прежде всего, многих терзает непростой вопрос: какое преступление выбрать?
Выбор не так широк, как может показаться на первый взгляд: отбросив промышленный и политический шпионаж, как неподходящие для нашего случая, и разнообразные формы совращения/изнасилования, как неподходящие по нормам морали (это ж придется все описывать, да потом еще и повторять всякие детали), получаем в остатке только шантаж, ограбление и убийство.
Шантаж – скучно и пресно, как жизнь моя, но, в принципе, проканает. Выбери только подходящий повод для шантажа и подходящий мотив для шантажиста (кроме денег, должно быть еще что-то, например, желание насолить).
Ограбление – уже лучше, хотя тоже скучновато. Тут придется поломать мозги: а что именно красть будем? Вариант с ограблением учреждений лучше сразу отбрось – в наше время банки грабят либо очень умные люди, либо абсолютные кретины. Умным удается спрятаться так, что не поймаешь; а не пойман – не вор, а не вор – нет детектива. Идиотов же ловят на месте, так что и тут приличной детективной линии не получится.
Остается тихое, «домашнее» ограбление, и вот здесь важно правильно выбрать украдываемый предмет. Это должно быть что-то оригинальное и притом стоящее… Предупреждаю, драгоценности и картины уже слегка набили всем оскомину.
Убийство – вот это лучше всего! И не считайте меня бесчеловечной. Все читают детективы только для того, чтобы выяснить, кто убийца - разве нет? Хочешь добиться успеха – соберись с духом и кокни кого-то из персонажей. Причем лучше всего кокни таким образом, чтобы за трупом выстроилась длинная очередь из тех, кто хотел и мог его пристукнуть. Вот уж читатели поволнуются, поищут среди них убийцу!
Предположим, ты выбрал подходящее правонарушение. Не спеши радоваться! Теперь тебе нужно хорошо проработать картину преступления: мотив, обстоятельства, время и место действия. Нужно воочию увидеть и прописать на бумаге все, что делал преступник, и отметить все следы, которые он оставил на месте преступления. Зачем? А как иначе детектив догадается, как дело было? Описал сцену – и отложил, оставил её для кульминационной сцены.
Зачем тогда её надо было сразу описывать, спрашиваешь? Нормальные вопросики! А как, по-твоему, детективы пишутся? Это читатели читают с начала, а тебе нужно начинать с конца.
Итак, ты описал все, как было, потом перечитал, и описал место преступления на основе того, как оно было совершено: следы возни и капли крови на полу, разбитую в спешке посуду, мебель, которую боровшиеся в пылу борьбы посдвигали с мест и все такое. Это если было убийство, после ограбления такого беспорядка обычно не остается, после него вообще можно никаких улик не найти. Пускай наш сыщик хорошенько осмотрится на месте, ведь от того, насколько тщательно он это сделает, зависит, насколько интересной будет история.
(продолжение следует)