Показать сообщение отдельно
Старый 11.12.2009, 22:40   #104
критик
Бронзовая звезда Бронзовая звезда Золотая звезда Бронзовая звезда Золотая Корона Серебряная звезда Золотая звезда Новогодний шар 
 Аватар для Лалэль
 
Репутация: 22270  
Адрес: Тюмень
Возраст: 40
Сообщений: 4,922
Профиль в Вконтакте Профиль в Одноклассниках Профиль на Facebook
По умолчанию

Урок третий. Хитросплетения сюжета.

часть одиннадцатая

Как сюжет связан с жанром (продолжение)


Детектив, часть 2.
Замочить можно так мощно, что и мощей не найдёшь.
Георгий Александров


3. Развитие действия.

Развитие действия в данном случае – это обнаружение улик, вскрытие новых обстоятельств и сужение круга подозреваемых. Кстати, ты знаешь, какие улики чаще всего оставляют на месте преступления? Подсказываю: волосы! Особенно часто, как ты понимаешь, их теряют женщины.

Самое важное здесь – соблюсти золотую середину: не перекрутить, нанизывая на остов дела все новые и новые обстоятельства, но и не слишком быстро подвести дело к концу. Как это сделать, я вряд ли смогу тебе объяснить, все зависит от индивидуального чувства меры, присущего каждому автору.

От себя могу только добавить, что ты должен представить как минимум трех кандидатов на должность убийцы (больше кандидатур – затруднит отбор, меньше – не будет интересно читателю), у каждого из которых была возможность и веская причина сделать пострадавшему гадость, и, поочередно отметать каждого из них, чтобы в конце концов торжественно тыкнуть пальцем в убийцу (грабителя). Но ты можешь пойти и другим путем. Классический пример: у Агаты Кристи в «Восточном Экспрессе» набрался целый вагон людей, когда-то желавших покойнику смерти, и, что бы ты подумал…

Так что рискуй, здесь все зависит от того, насколько логично ты мыслишь, насколько можешь закрутить интригу и как хорошо умеешь витать в облаках, оставаясь при этом на земле. Будь последователен: если читатель начнет перечитывать все сначала после того, как ты назвал ему имя убийцы, он должен найти в тексте достаточно зацепок, по которым он сам мог бы это имя вычислить. Иначе получается нечестная игра.


4. Кульминация.

Кульминация – момент, когда вскрывается имя преступника. Можно было и не говорить, это и так всем понятно. Если возможно, воздержись от классических эффектов – побега преступника через разбитое окно, выстрелов в воздух и стрельбы по конечностям, слез, признаний в тщательно скрываемой любви и прочего.

5. Развязка.

Наступает сразу за кульминацией, потому что нечего кота за хвост волочить. Впрочем, можно добавить еще пару абзацев про то, что было, когда всех посадили и так далее.

Канон

Канон детектива предполагает расследование преступления, и ничего больше. Это достаточно строгая, жестко прописанная схема, поэтому все, что в неё не вписывается, может ей навредить, и я прошу тебя по возможности избегать таких моментов. Как пример: любовная линия в детективе многим кажется излишеством, хоть я и не склонна согласиться с теми, кто так думает.

Главное, помни, что и любовь, какой бы великолепной она тебе не казалась, и повседневные хлопоты, и шутки, и мистические происшествия, и политические дрязги – все это должно быть только фоном для детектива, причем фоном, по возможности, блеклым и смазанным. Фон не должен заслонять собой то, что нарисовано на первом плане; а на первом плане – расследование. Именно ради него читатель и открыл твой сериал.

Возможные ошибки.

Знаешь, сколько их можно наделать, особенно если у тебя нет опыта? Страшно даже сказать! Попробую, однако, предостеречь тебя от кое-каких возможных промахов:

1) Читатель должен знать все то, что знает сыщик, перед ним должны лежать все ключи к разгадке преступления. Не утаивай информацию, чтобы в самый ответственный момент "невзначай" вывалить её перед огорошенным читателем и сказать, что, зная это, Сыщик (то есть ты) и определил имя преступника. Дай читателю право посоревноваться с тобой, кто быстрее отгадает загадку, и не жульничай.

2) Не обманывай читателя, кроме случаев, когда сам сыщик обманут хитрым преступником.

3) Сыщик может ошибиться, но только один раз, и после этого он должен все исправить и доследовать. Второго промаха ему уже не простят.

4) Сам сыщик не может оказаться преступником, читатель расценит это как мошенничество с твоей стороны.

5) Преступник не может быть вычислен случайно или прийти с повинной.

6) Детектив должен строить свои рассуждения исключительно на основе анализа найденных улик, запрещается брать доказательства вины "с потолка" или выбивать из подозреваемых признание.

7) Тайна преступления должна быть раскрыта простым путем, без привлечения духов, прорицателей и прочей сверхъестественной ерунды.

8) Преступником должен оказаться более-менее заметный персонаж, тот, который успел запомниться читателю.

9) Преступником должен оказаться человек, уважаемый в данной среде, тот, на кого не падает подозрение. Не стоит делать преступниками слуг или подчиненных пострадавшего, это слишком просто

10) Преступник должен быть один. Позволь читателю выместить свой гнев на одной черной личности.

11) В детективной истории должны быть четко очерчены характеры и взаимоотношения героев, но для неё не требуется подробного анализа характеров, детального воссоздания атмосферы и длинных описаний природы. Если без этого не обойтись, то пусть всего этого будет немного, и пусть оно будет к месту.


Вот приемы, которыми ты ни в коем случае не воспользуешься:

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.
б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить выдать себя.
в) Подделка отпечатков пальцев.
г) Мнимое алиби, обеспеченное при помощи манекена.
д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.
е) Возложение вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.
ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.
з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как туда вломились полицейские.
и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.
к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Собственно, вот и все, что я хотела тебе сказать про то, как правильно писать детективы. Удачи!

Последний раз редактировалось Лалэль, 11.12.2009 в 23:00.
Лалэль вне форума   Ответить с цитированием