
Великий американский режиссер, автор лент «Бонни и Клайд», «Погоня», «Маленький большой человек», «Сотворившая чудо» Артур Пенн умер в возрасте 88 лет.
Пенн начинал свою деятельность на телевидении, а в большое кино пришел уже после тридцати. Его первая полнометражная картина «Пистолет в левой руке» вышла в 1958 году и представляла собой вариацию истории легендарного преступника времен Дикого Запада Билли Кида, здесь сыгранного Полом Ньюманом.
Но настоящий крупный успех пришел к режиссеру с его вторым фильмом «Сотворившая чудо». История взаимоотношений реально существовавшей слепоглухонемой Хелен Келлер и ее учительницы Энн Салливан была снята по пьесе Уильяма Гибсона. Пенн ставил тот же текст на театральной сцене с Энн Бэнкрофт и Патти Дьюк в главных ролях. Актрисы перекочевали и в киноверсию, а их игра была отмечена оскаровскими статуэтками.
После эффектной картины «Микки один», вдохновленной классикой нуар-фильмов и творчеством французских нововолнистов, выходит «Погоня» — не лишенная провокативности лента, в центре действия которой шериф в исполнении Марлона Брандо, решивший не попустительствовать откровенно наглому напору крупных городских фигур, планирующих в обход правосудия избавиться от сбежавшего преступника (Роберт Редфорд), слишком много знающего об их темных делах.
Но, безусловно, самой известной работой мастера стала история похождений «Бонни и Клайда» — фильм-провозвестник новых веяний в американском кино, которое впоследствии накрыло волной молодых и оригинальных кинематографистов, среди которых были Мартин Скорсезе, Хэл Эшби, Френсис Форд Коппола и многие другие не менее громкие имена. К тому же лента подняла планку показываемого на экране насилия, предвосхитив вышедшую через два года «Дикую банду» Сэма Пекинпа.
В 1969 году Пенн снимает фильм «Ресторан Элис» — трогательную и скромную картину, прекрасно ухватившую атмосферу своей эпохи. Главный герой картины — известный фолк-певец Арло Гатри, сын знаменитого Вуди, путешествующий по США и пытающийся избежать службы во Вьетнаме, а по ходу действия встречающий множество интересных персонажей и на какое-то время вливающийся в хипповскую тусовку. За «Ресторан Элис» Пенн номинировался на премию «Оскар» в режиссерской категории.
1970-е годы для постановщика также оказались плодотворными. Он выпускает несколько заметных и обласканных критиками картин: «Маленький большой человек» с Дастином Хоффманом, «Ночные ходы» с Джином Хэкменом (бывшим одним из любимых актеров режиссера) и «Излучины Миссури» с Джеком Николсоном и Марлоном Брандо.
В последующее десятилетие, перешагнув шестидесятилетний возрастной порог, Пенн сбавляет активность, снимая крепкие, но уже более тихие ленты, как, например, ремейк фильма 1945 года My Name Is Julia Ross — триллер «Смертельный холод» с Мэри Стинберген, высоко оцененный критиками. В 1990-е Пенн отметился парой телевизионных работ и участием в альманахе «Люмьер и компания».
Причиной смерти режиссера стала сердечная недостаточность.
***

Легенда мирового кино, чья карьера длилась более полувека, актер Тони Кертис умер в возрасте 85 лет.
Настоящее его имя — Бернард Шварц. Служил на флоте, приехал в Голливуд в 23 года, тогда же подписал первый контракт и взял себе псевдоним Тони Кертис. В 1949 году он дебютировал в эпизоде у известного режиссера Роберта Сьодмака в его нуаре «Крест-накрест» (в титрах упомянут не был).
Благодаря внешности Кертиса в свое время за ним закрепилось амплуа невероятно обаятельного и обольстительного красавца, но актер доказал, что ему по силам разрушить такой образ самыми неожиданными ролями. Так, например, в 1969 году он сыграл серийного маньяка Альберта ДеСалво в блистательной ленте Ричарда Флейшера «Бостонский душитель».
Кертис снимался у настоящих мастеров мирового кино: Александра Маккендрика («Сладкий запах успеха» и «Не гони волну»), Стэнли Кубрика («Спартак»), Стэнли Крамера («Не склонившие головы»), Элии Казана («Последний магнат»), Николаса Роуга («Ничтожество»), Дж. Ли Томпсона («Тарас Бульба»), Роберта Маллигана («Мышиная возня»), а также он появился в одной из ролей в режиссерском дебюте Арнольда Шварценеггера «Рождество в Коннектикуте». И, конечно, невозможно забыть его актерскую игру в фильмах «В джазе только девушки» Билли Уайлдера и «Большие гонки» Блейка Эдвардса, пользовавшихся огромным успехом в советском прокате.
Актер снимался очень много и часто, вплоть до своей старости, мелькая в разных малобюджетных картинах и на телевидении, принимая участие и в озвучании. В 1980-е он стал художником и называл среди своих влияний Ван Гога и Рене Магритта. Женат был шесть раз, его брак с актрисой Джанет Ли подарил миру еще одну голливудскую звезду Джейми Ли Кертис.
Причина смерти актера пока остается неизвестной.
kinopoisk.ru