О, какая интересная тема. Я, конечно, уже давно не подросток, но память у меня хорошая.
Сейчас я приведу один очень положительный пример воспитания. С отрицательными последствиями и, как следствие, результатами. В конце расскажу, во что все это вылилось.
1) Да, безусловно, мои родители прекрасно занимались моим воспитанием. Это без иронии. Они это делали честно и совершенно из благих побуждений.
2) В основном, бабушка. Мама работала в больнице, часто дежурила по ночам, но, все же находила время на меня иногда.
3) Воспитывали постоянно и планомерно, рассказывая, как себя вести в той или иной ситуации, помогая постоянными советами, примерами из жизни; с раннего возраста со мной занимались, учили читать, говорить по-английски, считать и т.п. Кружки там всякие, танцы-музыкалки; как только я научилась читать (довольно рано, надо признать), мне стали давать всякие правильные и хорошие книги, обсуждать со мной прочитанное, и т.п. Конечно же, когда я вдруг вела себя не «как нормальные люди» и не как «хорошая девочка», мне это объясняли и рассказывали, как надо было бы. Как это происходило: см. пункт 6.
4) Наказывали редко, помню вообще один раз: что-то я не так сделала, и бабушка выбросила новый набор игрушек. Чаще орали и устраивали истерики. Помню, что в истерике бабушка могла и побить, и в волосы вцепиться, и ногтями раскорябать. Не сильно для взрослого, но для ребенка вполне. Она не помнит и все отрицает. Когда мне исполнилось лет 11-12, все прекратилось, ибо стало небезопасно для самой бабушки. Мама вроде спокойнее была, не помню. Но, вообще, истерики были частые, а вот рукоприкладство – очень редкое. Крайне редкое.
5) Никогда
6) Ну вот не считаю умеренное телесное наказание «запрещенным приемом». Но это мои тараканы. А унижения и запугивания были. Вполне такие завуалированные, но провокациооооонные – жуть. «Нормальные люди так себя не ведут, Анечка». Ппц и в раннем возрасте слезы, в чуть более позднем – крик «Еще как ведут!», а когда совсем подросла – жесткое «Я ненормальная, смиритесь». «Будешь себя так вести – станешь дворником/служанкой/проституткой/никто замуж не возьмет и т.д.». Схема ответов та же. Это основные примеры. Всего приводить не буду.
7) Нет. Я не считаю, что орать на ребенка и истерить, впадая в транс – это приемлемо. Что бы этот ребенок ни сделал. Поднять голос – можно. Но не до безумного крика со съездом на русский подзаборный и прочие оскорбления. Я бы пережила, если бы за что-то меня выпороли. Если бы лишили развлечений. Или еще что-то. Возможно, я неблагодарная дрянь, как считают мои мама и бабушка.
8) По-всякому. Когда хвалили, когда дарили что-то, когда я сама выклянчивала подарок. Не всегда, но часто.
9) Нет. Любовь – да, наверное. Согласие – нет. Все это слишком сложно для объяснения.
10) Скажем так, насколько хорошие – нет, не зависит. Ведь насколько бы ни были хорошими отношения, они все равно хорошие. А вот насколько плохие – да, зависит иногда. Главное, по-моему, успех воспитания зависит от того, насколько это воспитание есть у самого воспитателя, и насколько хорошо он сможет преподнести важность оного для ребенка. Ну и авторитет воспитателя в семье, конечно, тоже важен. Не столько отношение с другими, сколько коэффициент уважения и любви к нему/ней.
11) Пытались преподать, в моем случае. Главное – быть принцессой и вести себя соответствующе. Все люди вокруг – это потомки дворников и крестьян, не стоит с ними дружить, сближаться и т.п. А я вот одна такая умница, красавица, будущий дипломированный специалист-гуманитарий и вообще. И, да. Нужно быть ярой расисткой и нацисткой. Зачем портить русско-армянский генофонд любой кровью, кроме русской королевской?
12) А вот в 11 влезло.
13) Спасибо за то, что после 14-ти лет перестали особо лезть в мою жизнь и разрешили мирно послать себя, а в 16 – жить отдельно.
14) Единственная, имхо, ошибка – из меня пытались вырастить идеальную аристократку. Всю такую трепетную и неприкосновенную. Прекрасную куклу-принцессу из их собственных мечтаний. Радость и гордость в гипертрофированном смысле. Которые напоказ и ради хвастовства. И это при том, что выживанию такое воспитание не способствует, а что нам с моих 8-ми лет приходилось именно выживать, никого не колебало. Еще меня «перелюбили» или «залюбили», не знаю, как сказать. Носились долго, как курицы с яйцом, невзирая на мой очень самостоятельный с детства характер. В общем, мне давали воспитание, не соответствующее жизненной ситуации.
15) Конечно, не хочу я воспитывать своего ребенка ТАК. Но, увы: стереотип именно ЭТОГО воспитания вбит в мою голову давно и прочно. И поэтому я дико злюсь, когда малыш что-то делает не ТАК, как это представляю себе я, кричу, обзываю, как это делала моя бабушка. Потом ловлю себя на этом, ужасаюсь и пытаюсь как-то исправить ситуацию. Одно радует: все эти мои заскоки случаются намного реже, и замечена тенденция к уменьшению.
И обещанное "во что все это вылилось"
15-й пункт – это первое, во что все вылилось. По важности первое, конечно же.
Второе – это что годам к 12 я поняла, что мои одногодки меня ненавидят, к 13 – что конца их ненависти не будет, к 14 – что дело, действительно, и во мне тоже. Хотя, уже в 13 лет я обзавелась верными друзьями, вполне нормальными ребятами, с которыми дружу до сих пор. Но их – четверо. Остальных – вся параллель в школе. Пришлось срочно учиться как следует драться, и перед уходом из школы (я в середине 9-го класса решила перебраться в школу поближе, т.к. учиться в той школе, которая нравилась моей маме, но не нравилась мне, стало окончательно выше моих сил. А еще переполненное московское метро в часы пик в количестве 35 минут в один конец довершило) я-таки показала основным обидчикам «класс» по уличным боям.
К 15-ти годам доморощенная принцесса залихватски прогуливала школу (неважно, что сама школа мне нравилась, важен факт нарушения «правил»), мастерски освоила подзаборную лексику и перестала ночевать дома. Сам факт: Анечка ругается матом. Анечка ночует не дома. Что скажут люди? Анечка – проститутка? оО
К 16-ти (к 15,5, если точно) доморощенная принцесса пошла работать на конюшню, окончательно забив на школу. С позволения директора школы, конечно, но тем не менее. И все это – ради самого факта. Принцесса – конюх, ругающийся матом. В 16 с небольшим – еще и курящий конюх. Так же в пику родителям был освоен краткий курс программирования, но больше – сборки компьютеров. Ну вот ради факта: мужская специальность, типа.
Про участие в бесконечных дворовых пьянках и драках рассказывать надо? И, если проанализировать, - то это тоже было в пику родителям. Чтоб поняли, что сейчас нужно уметь и от чего сейчас нужно ограждаться. А не от мифов всяких, типа потомков извозчиков и крестьян.
В 16 с небольшим принцесса снимает комнату в Раменском (3,5 часа до тогдашней квартиры родителей) и съезжает. Что она там делает – тайна, покрытая мраком. На самом деле, ничего страшного. Читала книги, ездила на конюшню работать, и вела вполне себе достойный образ жизни. Доказывать что-то стало, наконец-то, некому и незачем. Но родители-то не знают. А еще у меня не было мобильника лет до 18-ти, а навещала я их редко-редко.
После окончания школы принципиально не стала поступать. То, что я не ходила в школу каждый день, не значит, что я не занималась в свободное и удобное для себя время. Я устала учится. И еще – я не хотела «соответствовать».
И только годам к 20-ти с небольшим я созрела, поняла, что именно я хочу, какое образование, какой план на жизнь и т.д. И, все еще спасибо моим родителям, они до сих пор не лезут в мою жизнь, тихонько живут отдельно, редко звонят и периодически забирают малыша на несколько дней.
__________________
Последний раз редактировалось DrAU_RA, 16.07.2012 в 01:17.
|