1. Привет, Influence, давно не виделись <3 Расскажи немного о своих писательских традициях и привычках. Есть такие? Скажем, обязательно заваривать чай перед тем, как сесть за текст, или делать перерыв каждую тысячу слов?
Привет!
Моя единственная традиция — писать регулярно. Челлендж, в котором участвую уже несколько лет, допускает два выходных за неделю: один полноценный, другой с отработкой днем раньше или позже. Держит в тонусе. Если и на это сил нет, стараюсь писать хотя бы каждые три дня (это другой челлендж). Сделаю перерыв хотя бы на неделю — вообще забуду, что такое буквы.
Когда-то у меня был такой ритуал: включить любую инструментальную музыку и под нее писать. Именно инструментал, чтобы слова не фонили, лучше струнные вроде Линдси Стирлинг и Питера Гандри. Потом научилась настраиваться в тишине.
2. Ты выкладываешь свое творчество сразу на нескольких площадках помимо форума – бусти, tumblr, фикбук. Как тебе удаётся переключаться и чем отличается общение с аудиторией на каждой из них?
Общение с аудиторией Просимса и Бусти за последние полгода одинаково: его нет.
На Фикбуке, если не договорились «словами через рот» об обмене отзывами, вы их друг другу не должны. И это логично, ведь даже широчайший круг интересов не охватит все фэндомы и ориджиналы. На форумах же (не только нашем) — «ты мне, я тебе» по умолчанию. Справедливости ради, на Просимсе тенденция сошла на нет вместе с его активностью. Отзывов здесь меньше, зато все они от заинтересованных читателей. Этим форум и отличается от Фикбука, где ради отзыва нужно ой как потрудиться.
Если Просимс — садовый прудик, то Фикбук — океан. Там рыбы больше, но и ловить ее гораздо сложнее. Династию на Просимсе рано или поздно хоть кто-то да заметит в вестнике обновлений, Холле или других мероприятиях, дальше всё зависит от мастерства автора. На Фикбуке же недостаточно хорошо писать, нужно еще владеть самопиаром. Это главная причина, почему я там долго не публиковала историю Мэттью: не было цепляющего описания. И не появилось бы без Яны Вебер.
Общение же на Tumblr поверхностное: лайки и простые комментарии. Там еще и система ответов убогая, поэтому обычно на комментарии не отвечаю. На Просимсе это верный способ растерять читателей, а на Tumblr меня и лайкают, и комментируют, и ждут мои редкие обновления.
Как переключаюсь — плохо. Каждый раз: «новая глава — сделать пост ВК, в ЖЖ, забросить тизер на Бусти... ах чёрт, Tumblr забыла». Между отзывами переключаюсь проще, уж очень они разные: на Фикбуке — быстрые, здесь — основательные и на ты.
3. Многие династийцы, тяготеющие к сюжетным текстам, со временем устают от игры. Но это не твой случай — очевидно, тебя все ещё вдохновляет TS4. Можешь ли ты играть без оглядки на сюжеты, или профессиональный династиец всё же берёт свое, и игровая сессия рано или поздно превращается в сюжет?
Если моя игровая сессия не превращается в сюжет, она заканчивается. Как бы ни было интересно набивать техничку, это надоедает. Словно штанга: поднял, подержал — и бросил. Мэттью тоже мог пополнить склад заброшенных сохранений, если бы я сразу не поняла: это не просто сюжет, это история, которую необходимо рассказать. И пока игра помогает, она мне не надоест.
Кстати, от двойки я отказалась по обратной причине: решила все технические проблемы, собрала моды для графики, зашла в игру... и вышла. Вот настолько она себя исчерпала, настолько мой сюжетный потенциал превзошел игровой. Да, любая часть Симс — грубая симуляция реальности, но если не она подсказывает сюжет, а мне нужно притворяться, будто он происходит, играть скучно. Хоть с правилами, хоть без них.
4. У каждого автора есть повторяющиеся темы, вопросы, конфликты, которые они поднимают в своих текстах, потому что они им близки. Какие темы близки тебе? Изменилось ли что-то в этом вопросе за последние годы?
Близкие мне темы можно охарактеризовать как «сладкая стекловата». Суть: дать герою то, что считается необходимым для счастья, и пусть именно это его сделает несчастным. Любовь — безответная или одержимая. Брак — вынужденный, дети — нежеланные, отношения с семьей — плохие. Последние, впрочем, всё чаще получаются более-менее благополучными, но это обычно островок в море страданий. Также чем я старше, тем сильнее во мне отрастает цинизм, поэтому минимум один циник есть в каждой моей истории. Обычно это антагонист, любовный интерес героя или оба разом, чьи реплики я пишу с особым удовольствием.
Герой у меня обычно недобитый романтик, чьи пороки пересиливают здравый смысл. И в этом конфликт: выберется ли он из болота, куда пришел своими ногами? Часто «болото» получается из любовного треугольника типа
«Бетти и Вероника»: один — хороший любящий невидимка, другой — блистательный мерзавец. Или, как выразился читатель, маньяченько и рыцарько. Несложно догадаться, кого выбирает герой.
Также меня всегда интересовало сверхъестественное. Вычитала на днях у Роберта Ирвина Говарда: человек лишь гость на планете, пока необъятный ужас ждет своего часа. Жуткая, но ёмкая картина моего вымышленного мира. Об этом сборники
«Ночь живых и мертвых» и
«Вино из кувшинок». Мэттью, на свою беду, живет в той же вселенной.
5. Ты часто участвуешь в писательских челленджах. Как это помогает тебе в творчестве?
Как уже говорила, они помогают писать много и регулярно, а порой и выводят из творческого кризиса. Так, благодаря #марафон_августа_ПдФ и #BoF_box за месяц вышло более 10 000 слов — небывалый для меня результат. Не только количественный: эти челленджи вытащили из стола мои нереализованные задумки и дали новые. Так, «Вино из кувшинок», «Паутина пастуха», «Холм» и «Песня ивы» — истории либо о второстепенных (Сид, Пьетро), либо эпизодических персонажах моих больших проектов, чьими глазами показывается сверхъестественная изнанка мира. «Закулисье» вообще мой любимый сборник: сама бы я не стала писать на такие «ванильные» темы, однако именно они помогли раскрыть отношения Калии и Честера.
Чему еще научил августовский марафон — не бояться банальности. Про каждую свою идею я думала: ну это очевидно, таких работ будет куча. Потом читаю чужие тексты на эту же тему, а они к моему сюжету даже не приближались. В этом и польза челленджей: мандражировать некогда, бери и пиши.
6. Если бы тебе нужно было познакомить с твоим творчеством потенциального читателя, и у тебя были бы всего три попытки его заинтересовать, какие три текста ты бы ему предложила и почему?
Начала бы с
«Я принес розы» — вершины моей лаконичности и ритмичности, так как во всех предложениях ровно по три слова. И моя любимая тема одержимой страсти.
Продолжила бы
«Третьим из двух». Этот фанфик проработан лучше многих моих оригинальных текстов, наполнен символикой, понятной даже читателям вне фэндома. В «Третьем из двух» тема нездоровых отношений раскрывается максимально, героине приходится выбирать между жизнью любимого человека и ребенка. Ее история отозвалась во многих читателях и, надеюсь, отзовется еще.
А закончила бы «Взлётом и падением...». Из всех моих текстов этот наиболее проработанный и обстоятельный, ближе к роману, но начинать знакомство с него — как пить коньяк на аперитив. Хотя и так я делала, было интересно.
7. Крис Фокс утверждает, что его идеальный читатель — программист Боб средних лет, который играет в D&D и общается на форумах любителей фантастики. Стивен Кинг таким читателем называет свою жену. Есть ли у тебя такой усредненный образ-персонификация собственной аудитории, на которую ты ориентируешься, когда пишешь? Какими чертами обладает твой идеальный читатель?
Интересный вопрос, не задумывалась об этом. Мой читатель точно 21+, как бы иронично это ни звучало на «детском» форуме. Не из-за насилия и секса в моих работах — из-за вопросов для зрелого ума, которые превосходно сформулировал автор
этой заметки. Хотя была у меня и юная читательница, как раз в «Третьем из двух», самом психологически тяжелом произведении, и она поблагодарила за урок. Но это исключение, я всё-таки ориентируюсь на тех, чье мировоззрение уже сформировалось.
Также мой идеальный читатель способен уловить подтекст, игру слов и билингвальные бонусы, вслушивается в саундтреки и всматривается в иллюстрации. В реальности такие редки, но тем ценнее каждый из них.
8. Каждый автор (особенно такой опытный) рано или поздно приходит к тому, что те вещи, которые казались невероятно сложными в начале пути, теперь даются ему легко. Были ли у тебя личные челленджи, которые с опытом перестали таковыми быть?
Наибольший мой челлендж — правильное понимание опыта. Это не только отработанные часы, это еще и эффективность. Первое без второго — пробивание стены головой: дух, может, и укрепится, а практическая польза сомнительна.
Поначалу мне были сложны романтические сцены (не говоря уже об эротических). И отнюдь не из-за отсутствия опыта (без него я как раз писала смелее), а из-за ощущения интимности, которую придется делить с читателем. Помогло осознание, что иначе мои истории так и останутся не рассказанными. А понимание персонажей помогло избежать шаблонности: когда есть личность, она проявляется везде.
Еще я не любила писать переходы — такие сцены, где вроде бы важного не происходит, но они нужны. С опытом поняла: если нужны, значит, важное происходит, осталось его найти. Не находится — значит, и сцена незачем.
Также визуальная часть. Раньше я ненавидела делать и скриншоты, и обложки, потому что не умела. Пришлось научиться. Под обучением подразумеваю не только отработку, но и наблюдение: за чужими творениями, за старыми своими, за самой игрой — порой она подкидывает и сюжеты, и кадры более ёмкие, чем постановки. Для последних пригодилась
база TS4-поз: одни подарили свежие
идеи, другие выручили в
ситуации «ну как это иллюстрировать?!».
В целом в подобных ситуациях помогает буквальное значение слова «челлендж»: вызов, испытание. Если задумка выглядит каторгой, успокойтесь и подумайте, какая часть вам точно по силам, на нее и опирайтесь. Без умения здраво оценивать свои возможности опыт бесполезен.
9. А какие вершины остались для тебя пока непокоренными, но ты обязательно хотела бы их покорить?
Описания. Особенно теперь, когда читаю Ефремова, Говарда и прочих мастеров. Графическая часть, обязательная в династии, разболтала меня как писателя: зачем описывать внешность, пейзажи и интерьеры, если можно показать? Особенно велик соблазн в богатой деталями четверке, но именно ее я взяла себе на службу: сняла скриншот — описала хотя бы важные его детали. Путь к этой вершине, впрочем, еще очень и очень долог.
Также всевозможные нюансы, подтекст — здесь совершенству нет предела. Например, вместо «сказал/спросил/ответил» изображать мимику и жесты, выдающие истинные чувства персонажей. Или мой любимый пример из фильма «Не время умирать»: агент 007 бросает девушку, сажает в поезд, и та стоит в тамбуре, сложив руки на животе — казалось бы, случайно. В общем, детали для внимательных.
10. Если предположить, что ты можешь вернуться в прошлое, и сказать себе как автору «Influence, не делай этого», воспользовалась бы ты такой возможностью? И в каком именно случае?
Еще бы! Например, отговорила бы себя обрезать
вот так. И ведь знала, как правильно, но, видимо, чёртик шептал: попади в трети любой ценой, а пространство над головами и сбоку — зачем, к тебе не за воздухом приходят. Похоже, тот чёртик у меня прижился.
Как и чёртик-самообман, стирающий разницу между «всем нравится» и «никто не ругал». Ярчайший пример — «Метка безумия», бонус про родителей Хэмлоков. Сумей я вернуться в 2019, отговорила бы себя от этого текста. У него было множество «почему»: темы лета, интересная идея, гигантские амбиции. Не было «зачем», которое сделало бы историю цельной.
Впрочем, прошлое ценно именно тем, что его не исправить. Урок — тоже результат, без ошибок я бы не стала нынешней собой, которая знает, как не надо. За что и благодарна прошлой себе.
А за вопросы я бесконечно благодарна Яне. Это было здорово, до новых встреч!