Army of Two
Жанр: Экшен / От третьего лица, Экшен / Тактические
Разработчик: EA Montreal
Издатель за рубежом: Electronic Arts
Доступные платформы: Xbox 360, PS 3
Двое в поле к игре
Уходят в прошлое времена, когда в шутерах заправляли герои-одиночки. Вслед за ролевыми играми экшены полным ходом летят в светлое многопользовательское будущее, где плечо товарища важнее личных боевых качеств. И даже прохождение таких игр в одиночку, с компьютерными напарниками, порой дает куда более глубокие впечатления, чем традиционная стрельба-на-бегу-по-всему-что-движется.
История двух главных героев Army of Two — элитных наемников в устрашающего вида бронированных масках, расписанных под хохлому черепами, языками пламени и всем в таком духе — тесно связана с морально-нравственным аспектом использования частных военных корпораций. Об опасности перехода вооруженных сил в руки негосударственных структур предупреждал еще американский президент Эйзенхауер, утверждавший, что такая тенденция угрожает безопасности государства. Впрочем, всерьез его тревоги никто не воспринял, и сегодня в мире насчитываются десятки компаний, готовых за соответствующее вознаграждение решить чужие проблемы своими методами. Среди них нет Security and Strategy Corporation (SSC), придуманной создателями игры, однако на ее место можно запросто поставить любую из настоящих "контор".
Сценарий то и дело отсылает зрителя к реальным событиям, в том числе к беспрецедентному теракту 11 сентября 2001 года. Ближе к финалу шестичасового триллера вскрывается целый букет хитроумных заговоров в высших эшелонах власти, и этого вполне достаточно, чтобы любители запутанных историй ушли довольными. Однако главную ставку авторы сделали не на сюжет, а на совместные боевые действия. Army of Two — один из немногих шутеров, где хрупкий баланс между продуманной тактикой и ураганной стрельбой выдерживается с начала до конца.
Беги, я прикрою
Разработчики счастливо обошли садовые грабли, на которые с удручающим постоянством наступают другие студии. Вместо многоуровневой системы приказов они изящно применили хорошо знакомый всем поклонникам World of Warcraft "счетчик агрессии" (Aggro), многократно упростивший совместные действия. Логика предельно проста: боец, поливающий врага шквальным огнем, автоматически становится главной мишенью. При этом ему даже не обязательно высовываться из-за укрытия — достаточно палить вслепую да время от времени швырять гранаты. Пока враги остервенело решетят бетонную плиту, за которой спрятался напарник, второй наемник беспрепятственно заходит им в тыл и учиняет расправу.
Чтобы вызвать огонь на себя, лучше всего палить вслепую из укрытия
Некоторых нападающих уничтожить по-другому просто нельзя. Фанатики и террористы делятся на три класса, каждому из которых присваивается метка определенного цвета. Синие не представляют серьезной опасности: с оружием они обращаются, как неандерталец с астролябией, а бронежилетам предпочитают лохмотья. Красным маркером выделены офицеры - они знают, что одеть перед боем и как правильно вести огонь из-за забора. Больше всего хлопот доставляют закованные в броню золотые, уязвимые лишь со спины. Тем не менее, все три "породы" достаточно смекалисты, чтобы пускаться на утек, завидев гранату, и не стоять столбом на открытой местности. Правда, иногда они теряют ориентацию и пытаются спрятаться за той же кучей мусора, где примостился главный герой, но удар прикладом в зубы или коленом в живот быстро устраняет недоразумение.
Когда врагов особенно много, герои, не спрашивая игрока, встают спиной к спине, и начинается веселый тир с бесконечными патронами. Неторопливо поворачиваясь из стороны в сторону, парочка отстреливается от засевших в засаде недругов. Еще один способ выйти сухим из воды, отправив на тот свет десяток экстремистов - устроить массовую резню. Если счетчик агрессии товарища по оружию трижды зашкалит, партнер на несколько секунд получит полную неуязвимость. Самое время пройтись по окрестностям, истребляя все, что дышит.
Сам погибай, а товарища выручай
Салем и Риос помогают друг другу не только огнем — способов сотрудничества масса. Например, вдвоем бойцы легко карабкаются на высокие стены: сначала один подсаживает другого, а тот затем подтягивает приятеля. Путешествуя на лодке, один солдат управляет посудиной, а другой стреляет. Оторвав дверцу покореженного автомобиля и используя ее как штурмовой щит, один прикрывает пару от вражеских пуль, а другой ведет прицельную пальбу над его головой. Но больше всего запоминаются прыжки с парашютом, когда один боец руководит полетом, а второй поливает огнем копошащихся внизу боевиков. Примерно по той же схеме герои действуют, когда кого-то из них ранили. Пока здоровый наемник тащит пострадавшего в укрытие, тот, истекая кровью, отстреливается от преследователей.
Напарник за шкирку тащит раненого в укрытие — лечить
Все это неплохо работает, даже когда вторым бойцом управляет искусственный интеллект. Правда, громкие обещания разработчиков соорудить виртуального персонажа, ни в чем не уступающего живому игроку, все-таки оказались лукавством — реальный напарник куда лучше любого компьютерного.
Выполнять задания вдвоем с приятелем можно как за одной консолью (экран делится пополам), так и по Сети. Когда твою спину прикрывает реальный человек - знакомый или даже друг, происходящее воспринимаешь совершенно иначе. Спасать раненого кидаешься не потому, что "так надо", а из желания действительно помочь. Да и координировать действия куда как проще, если напарник руководствуется нормальной логикой и голосовым командам, а не машинным алгоритмом. Опять же, эмоции от командного боя гораздо ярче, и дружеское похлопывание по плечу или оплеуха за допущенную ошибку — в Army of Two предусмотрена даже такая возможность — обретают иное значение.
Калашников со стразами
Кроме совместного режима представлен и "классический" мультиплеер с тремя вариантами соревнований: Extraction, Bounties и Warzones. В первом, как правило, необходимо эвакуировать из зоны боевых действий "особо важных персон", во втором — устранить указанную "жертву", а третий представляет собой своеобразный коктейль из первых двух с несколькими дополнительными заданиями. За успешное достижение поставленных целей участники получают чеки на солидные суммы, которые затем уходят на покупку и модернизацию оружия.
Прыжок с парашютом в тандеме типа "кенгуру". Один рулит, другой стреляет
Экономическая жилка присутствует и в сюжетной кампании. На щедрые гонорары Салем и Риос приобретают новые или модернизируют старые "стволы". Интересно, что помимо расширенного магазина, глушителей, улучшенных прикладов и других тривиальных "апгрейдов" продавец предлагает экзотическую услугу — инкрустацию оружия драгоценными камнями и отделку его дорогими металлами. Боец, экипированный роскошной винтовкой, привлекает к себе внимание врага гораздо быстрее — заметив идиота с позолоченным автоматом, экстремисты тут же забывают о его напарнике.
Благодаря отлично сбалансированной многопользовательской части, знакомство с Army of Two не ограничивается одноразовым прохождением сюжетной кампании. Воевать против террористов вдвоем, всячески помогая друг другу, можно едва ли не бесконечно. К тому же разработчики обещают регулярно подогревать интерес пользователей дополнительными картами и режимами. Но если возможности выполнять задания совместно нет, вы раскроете лишь половину спящего в игре потенциала.