В этой теме речь пойдет о проекте
IAMX (I am X), основателем которого является маэстро
Chris Corner, дьявольски божественный голос которого стал для меня наркотиком.
Я надеюсь, гурманы не останутся равнодушны)
Бывает так, что талантливый человек, вольно или невольно, сам себя зажимает в жесточайшие рамки. Для артиста, музыканта такое состояние хуже не придумаешь. Когда выпестованная тобой и нежно лелеемая долгие годы группа становится тормозом на пути самореализации, приходится совершать решительное.
Душа просит нового, но путь к нему суть сход с колеи, измена привычным идеалам. Кто-то рискует — и посылает все к чертям, разом уводит команду в дебри ритм-н-блюза, теряет тем самым львиную долю поклонников и вообще смотрится не здорово. А кто-то, напротив, не покидая намоленного места, организует
еще одну сущность.
Крис Корнер (Chris Corner) в свое время добился определенной славы, будучи фронтменом мега-успешного британского проекта Sneaker Pimps, проповедовавшего электропоп & трип-хоп.
Итак, IAMX, второй авторский проект Криса Корнера. В этом проекте Крис выступает в качестве вокалиста и идеолога, автора текстов и музыки. Здесь он дал волю всей своей безудержной экспрессии и вжал в пол педаль эдакого негативного обаяния. Демонический вокал, пронзительные клавишные трели, чувственная откровенность напоминают о целой эпохе романтическо-трагического песенного электро-попа, шик-декаданс-электро и трип-хоп-искренности 80-х. Истинное наслаждение можно получить, пожалуй, только посетив концерт и воочию понаблюдав за тем действом, что творят «Ай Эм Икс» на сцене. Его концерт - яркое one-man шоу, вовлекающее зрителя в действо, заставляющий его переживать каждую ноту и звук гитарной струны. Космическая глубина чувства.
"I am X", - так представляется Корнер с каждым появлением на сцене. Он - Икс, череда ребусов, сценических загадок, которые не имеют одного верного ответа. Но даже студийные их работы умеют будоражить самые неожиданные органы восприятия.
Его пронзительный дебютный альбом Kiss + Swallow (2004), выпущенный
на независимом лейбле Recall, уверенно протрубил об IAMX как о мощных
представителях альтернативной сцены и обратил в их веру поклонников
Placebo, Depeche Mode и The Rapture (примечание Melo: подтверждаю).
То нервное напряжение, то искренний энтузиазм, страсть, грусть
и страдания за весь человеческий род - вот эмоциональная палитра альбома.
В то время, как весь мир помешался на гитарной музыке, Корнер, наоборот,
наделил ее второстепенной ролью: на первый план выходит его голосовое
мастерство, отточенная песенная форма, откровенное вокальное исполнение.
К сожалению, ввиду общей артхаусности проекта заметной рекламы и аудитории диск не имел.
(IAMX на рок-фестивале Maxidrom 2006; Крис Корнер на пресс-конференции в Москве, посвященной премьере фильма "Жесть")
Для далекой от цивилизации российской рок-публики IAMX сполна раскрылись на «Максидроме» в 2006 («А вы видели, какая у них клавишница!» — вздыхают тематические форумы), куда их, безусловно, занесло благодаря агрессивному муссированию муздорожки отечественной кинокартины «Жесть», для которой Крис Корнер и Игорь Вдовин написали весьма качественную title-theme. Быть может, хоть это откроет уши отечественной публики для
The Alternative?
Характерное звучание со времен
Kiss + Swallow ничуть не изменилось.
IAMX никогда, в сущности, не сочувствовали синтипопу, куда их поспешили
записать некоторые отчаянные шутники. Тоскующий (не тоскливый — это важно!)
вокал Корнера и имидж, отсылающий недальновидцев к Мэнсону (Marilyn Manson),
— все это скорее эдакий synth-britpop, если угодно. Синтезаторы у них
великолепны (кстати, всегда), но не электроника играет первую скрипку.
В главной роли у IAMX, как и прежде, пронзительная вокальная партия Корнера
— и только потом уже все остальные инструменты. Порой кажется, что голос
живет в собственном макромире, параллельно прочему звукоряду. К примеру,
как в треке
Bring Me Back a Dog. И, что удивительно, гармония
не рассыпается. (Примечание Melo: Обратите внимание, что пение в каждом
треке почти не прерывается, и композиции имеют более сложную структуру,
нежели куплет-припев-куплет-проигрыш и т.п. (проигрышей здесь очень мало,
их заменяют "события", именно так я могу охарактеризовать неожиданные
фрагменты, где вокал Криса приобретает особую чувственность)
Для материала были использованы статья Сергея Ремизова, статья сайта allmusic.ru, подкорректированные и дополненные Melo Guess, часть фото -
фото Gregory Derkenne.